Исследователь Исследователь

Исследователь
  
новости  |  о проекте  |  карта сайта  |  форум  |  подписка на новости
Разделы сайта

Другие материалы
МЕТОДИКА
Версия для печати

О реализации концепции профильного обучения в старшей школе на основе интеграции учреждений общего и дополнительного образования


Леонтович Александр Владимирович, кандидат психологических наук, директор Дома НТТМ, научный руководитель лицея № 1553 «Лицея на Донской»

Переход к профильному обучению, впрочем, как и любая реформа, вызывает многочисленные дискуссии. Ее оппоненты не без основания указывают на то, что она может привести к необоснованной профессионализации общеобразовательной школы и попросту откроет дорогу к банальному ремесленничеству. Многие опасаются, что новация уничтожит целый пласт практик, доказывающих свою эффективность на протяжении десятилетий, но не вписывающихся по тем или иным показателям в новую образовательную концепцию.

Так или иначе, профильному обучению быть, с этим уже столкнулись педагоги. В ближайшее время оно станет актуальным для учащихся и родителей.

На данный момент задача педагогического сообщества состоит в том, чтобы, с одной стороны, отобрать эффективные модели организации профильного обучения; с другой стороны — обосновать и «вписать» в процесс профилизации то, что является золотым фондом отечественного образования.

С точки зрения автора, наиболее продуктивным методом профильного обучения является основанная на исследовательской деятельности работа учащихся, осуществляемая в тесном сотрудничестве учреждений общего и дополнительного образования.

Какие же профили могут быть отработаны с использованием такой модели?

Здесь возникает следующий вопрос. Кто сказал, что профильность должна быть организована непременно по предметному признаку? Учащиеся могут получать знания не только из отдельных областей (естественнонаучных, гуманитарных и т. д.). Развитие у детей способности занимать исследовательскую позицию, помощь им в овладении методологией исследования и применения полученных знаний в различных областях науки и техники, — эти аспекты должны стать приоритетными в формировании нового плана профильного обучения.

Очевидно, что такой подход имеет возможность стать стержневым (а не обслуживающим отдельные предметные профили).

Для обоснования этого тезиса нам необходимо обратиться к анализу понятий «исследовательская деятельность учащихся», «профильное обучение», «профильная школа», «интеграция общего и дополнительного образования».

Об исследовательской деятельности учащихся в нашем журнале писалось достаточно. Представлен целый спектр мнений, которые объединяет общее понимание того, что главной целью является процесс познания и движения к некоторой истине, и на данном аспекте мы останавливаться не будем.

Напомним основные положения профильного обучения. Главным нормативным документом по этому вопросу является «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования», которая была утверждена Приказом Минобразования РФ № 2783 от 18.07.2002. Проанализируем некоторые ее положения.

В соответствии с Концепцией, «профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования».

Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Однако перспективными… «могут стать иные формы профильного обучения, в том числе выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения».

Профильная школа — учреждение общего образования, на базе которого реализуется этот тип обучения. Концепция дает широкий простор для построения различных моделей его организации. Возможно, именно здесь могут возникать и апробироваться новые образовательные практики.

Система профильного обучения предусматривает «следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные, элективные…

Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения…

Профильные общеобразовательные предметы — предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения. Содержание двух указанных типов учебных предметов составляют федеральный компонент государственного стандарта общего образования…

Элективные курсы — обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента…».

Перспективно использование в рамках элективных курсов таких методик, как исследовательская или проектная деятельность учащихся.

При реализации модели сетевой организации профильного обучения «обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений». Может строиться в двух вариантах.

Первый вариант связан с объединением нескольких образовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, которое выполняет роль «ресурсного центра».

Второй вариант основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного обучения в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования и др.).

Мы видим, что последний вариант сетевой организации как раз и предусматривает развитие исследовательской деятельности на базе учреждений общего и дополнительного образования. На его основе могут быть созданы элементы «образовательного общества», когда непрерывное образование строится усилиями многих структур.

При этом учреждения дополнительного образования являются своего рода «воротами», для привлечения специалистов в сферу образования; позволяют создать наиболее комфортную, творческую среду для ученых, специалистов в области науки, техники и искусства.

Любого специалиста, ощутившего внутреннюю потребность передать свой опыт и знания детям, в системе дополнительного образования может привлечь отсутствие жесткой регламентации программ, свобода планирования и реализации учебно-тематических планов, отсутствие навязчивого и каждодневного «методического пресса». Именно в этой «буферной зоне» возможно применение авторских элективных курсов, обеспечивающих наибольшие возможности для развития способностей каждого учащегося. Отметим также, что учреждения дополнительного образования менее консервативны в договорных отношениях с вузами.

Но при простой кооперации учреждения дополнительного образования со школой не всегда просто обеспечить преемственность общеобразовательных, профильных и элективных курсов. Еще сложнее обеспечить мониторинг движения каждого ребенка в рамках обучения. С точки зрения автора, эти проблемы снимаются при реализации более эффективной формы сотрудничества, а именно — интеграции.

Поэтому дальнейшие рассуждения мы сосредоточим именно на интеграции. Что же такое интеграция учреждения общего и дополнительного образования?

Проникновение дополнительного образования в общеобразовательную школу в последние годы породило многочисленные вопросы. За какие элементы образования, воспитания и развития отвечает общее среднее, за какие — дополнительное? В каких областях эти формы взаимно дополняют друг друга, а в каких дублируют? В каких случаях происходит необоснованное «перераспределение» ресурса (например, финансового) от одной системы к другой, а в каких случаях их объединение повышает эффективность? К какому типу связей можно отнести наиболее продуктивный способ сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования?

На основе анализа нам удалось выделить важнейшие значения понятия «интеграция»:

  • это продуктивная связь элементов, принадлежащих к разным системам — и в этом смысле для повышения эффективности в непрерывном образовании необходимо привлечение разных типов образования;
  • при интеграции возникает новое содержание образования, которое может удерживаться только интегрирующимися видами образования совместно и исчезает при разрушении комплекса; интеграция приводит к качественно новому результату, недостижимому без нее, который может быть зафиксирован с помощью системы критериев, вырабатываемых внутри интегрированного комплекса;
  • в интегрированном комплексе должны существовать и диагносцироваться: дифференцированные элементы, свойственные только каждому из видов и определяющие его специфику как вида; интегрированные элементы, определяющие новое качественное содержание комплекса;
  • интеграция — явление динамическое, оно дано нам в развитии, т. е. без наличия экспериментального, инновационного блока (нормативов, образовательных программ, учебно-тематических планов), без непрерывного поиска новых, нетрадиционных образовательных форм, интеграция закрепляется в институтах, логично переходит в стабильное функционирование и редуцирует;
  • интеграция — перспективный способ развития сотрудничающих систем, поскольку позволяет задействовать новый тип ресурсов.

Итак, можно выделить следующие условия продуктивной интеграции учреждений общего и дополнительного образования:

  • наличие у интегрирующихся учреждений разного типа ресурсов (например, дополнительное — интеллектуальный и кадровый ресурс; у общего — финансовый и организационный), объединение которых дает качественно новый результат;
  • наличие программы интеграции — межучрежденческого нормативного акта, определяющего концепцию, принципы работы, планирование, защищающего интересы каждого из видов образования, управляющего развитием интегрированного комплекса.

Интегрированный комплекс из учреждений общего и дополнительного образования с наибольшим успехом может стать тем самым ресурсным центром, который предусмотрен в первом варианте сетевой организации профильного обучения, обозначенном в «Концепции…».

Таким образом, мы приходим к следующим выводам.

На основе профильного обучения могут создаваться программы интеграции учреждений общего и дополнительного образования.

Развитие интеграции общего и дополнительного образования на основе исследовательской деятельности является важнейшим условием становления перспективной модели профильного обучения, направленной на совершенствование исследовательских навыков учащихся и их познавательной компетенции на материале различных предметных областей.

Интеграция может быть идентифицирована по наличию специфического нового содержания. Ее успешность определяется с помощью фиксируемых успехов школьников (на уровне психолого-педагогической диагностики и общественно значимых достижений), невозможных в рамках отдельного предмета.

Очевидно, что в дальнейшей разработке концепции профильного обучения на основе исследовательской деятельности учащихся необходимо участие большого количества учителей-практиков. Это тем более актуально в контексте выработки нормативной базы, которая позволит защитить и развить имеющиеся в стране методики.

  1. «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования». Приказ Минобразования РФ № 2783 от 18.07.2002.
  2. Федеральная целевая программа «Интеграция». Постановление Правительства РФ № 660 от 5.09.2001.
на первую страницу | наверх

© 2002-2011 Разработка сервера: Межвузовский "Физтех-центр". Администратор сайта : admin@researcher.ru
При создании сервера использованы АРП-технологии.

Arp.site