Исследователь Исследователь

Исследователь
  
новости  |  о проекте  |  карта сайта  |  форум  |  подписка на новости
Разделы сайта

Другие материалы
ПРАКТИКА
Версия для печати

Этика Владимира Иванович Вернадского - ученого и человека.


Автор: Галаган Александра
Научный руководитель: Свешникова Надежда Владиславовна

По определению этика это:

  • Философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность, как форма общественного сознания и как вид общественных отношений;
  • Нормы поведения, мораль человека какого-либо класса, общественной или профессиональной группы.

Таким образом, непосредственно из определения следует, что в науке должна быть своя этика поведения. Общество делится на отдельные группы, на профессиональные, в частности. Отсюда следует, что существует профессиональная мораль и этика, т.е. научная этика.

Ученый — это с одной стороны призвание, с другой — профессия. Отсюда: индивидуальная этика ученого зависит от призвания (ученый без призвания — не ученый), общественная от тех норм и правил, которые свойственны его профессиональной принадлежности и принадлежности к обществу в целом.

Таким образом, у каждого ученого есть две этики и морали: общечеловеческая и профессиональная. Скорее даже три: индивидуальная, общечеловеческая и профессиональная. Если брать конкретного ученого, то все зависит от того, какая образовалась «смесь», что определило его мораль.

Одной из норм науки является ее созидательный характер: «созидает не разрушая». Конечно, результат прогресса науки всегда строится на разрушении, но только на таком, которое не нарушает ее целостности, запрещает «выплеснуть с водой ребенка», запрешает «не видеть за деревьями леса» и «не видеть в лесу деревьев».

Можно привести еще много подобных этических норм для ученого. Думаю, что они тем честнее выполняются, чем больше профессия определяется призванием. И наоборот.

Этические профессиональные нормы очень сильно влияют на общечеловеческие этические нормы ученого и его моральный облик.

Очень хорошо об этом сказано у известного математика Д. Пойа («Математика и правдоподобные рассуждения» стр. 26—27): «Смелость ума, честность ума, и мудрая сдержанность — моральные достоинства ученого», и далее:

«Во-первых, мы (ученые) готовы пересмотреть любое из наших представлений.
Во-вторых, мы должны изменить представления, когда имеются веские обстоятельства, вынуждающие их изменить.
В-третьих, мы не должны изменять представлений произвольно, без достаточных оснований».

Казалось бы, все это достаточно тривиально, но нарушения научной этики фактически можно свести к нарушению этих догм. Согласитесь, что нужны довольно необычные достоинства, чтобы их придерживаться. Первый принцип требует «мужества ума». Вам нужно мужество , чтобы пересмотреть ваши представления. Галилей, бросивший вызов предрассудку своих современников и авторитету Аристотеля, являет собой великий пример мужества ума.

Второй принцип требует «честности ума». Оставаться верным своему предположению, ясно отвергнутому опытом , только потому что это мое предположение было бы нечестно.

Третий принцип требует «мудрой сдержанности», Изменять представления без серьезного исследования , например, только ради моды, было бы глупо. Пойа завершает свою мысль одним из правил Рене Декарта (правда, не говорит , что это Рене Декарт):

«Не верь ничему, но сомневайся только в том , в чем стоит сомневаться».

Я считаю, что моя курсовая работа актуальна именно сегодня, когда наука развивается чрезвычайно стремительно, принося человечеству не всегда только пользу. Появившаяся в конце прошлого столетия атомная физика, бурное развитие которой привело к созданию атомного и водородного оружия, уже в середине нашего века заставила общественность во весь голос заговорить об угрозе самого существования человечества. Владимир Иванович Вернадский был одним из первых, кто понял и предсказал, чем грозит человечеству новый источник энергии. Вот выдержка из его доклада, сделанного в 1910 году:«Теперь перед нами открываются в явлениях радиоактивности источники атомной энергии, в миллионы раз превышающие все те источники сил, которые рисовались человеческому воображению… В вопросе о радии ни одно государство и общество не может относиться безразлично, как каким путем, кем и когда будут использованы и изучены находящиеся в его владениях источники лучистой энергии. Ибо владение большими запасами радия даст владельцам его силу и власть, перед которыми может побледнеть то могущество, какое получают владельцы золота, земли, капитала». Эти пророческие слова — еще один штрих к портрету В. И. Вернадского. Так кто же он Владимир Иванович Вернадский? Ученый, моралист, философ? Это человек нашей исторической эпохи — 1863-1945гг., эпохи крайне противоречивой, переломной и в развитии науки и техники, и в развитии человечества в целом.

Владимир Иванович Вернадский был очень интересным и глубоким человеком. Он брался за все, что попадалось ему в руки, и все доводил до конца, его вклад в науку воистину трудно переоценить. Ученые до сих пор далеки до подлинной оценки его творчества. На протяжении всей своей долгой жизни (а прожил он 82 года) Владимир Иванович постоянно работал, думал, писал, и оценивая его работы уже сейчас, ученые понимают, что среди его работ нет второстепенных, в каждой его статье есть новые мысли, идеи, в этом смогла убедиться и я, читая его статьи, дневники. Кроме обширной научной, преподавательской, административной деятельности, Вернадский увлекался музыкой, живописью, внимательно следил за всеми художественными выставками, много и с удовольствием читал:

«Dickens a Pickwick — который раз читаю. Он так успокаивает. Грубая жизнь с ее грубыми радостями — как семья английского директора, и в то же время всюду сквозит более глубокое, красивое — то, что дает жизнь. И так всюду — в такой среде особенно ясно. Так у Плавта, Аристофана, Сервантеса — в „народных“ произведениях. Это пожалуй наиболее сильное доказательство неизбежности прогресса».

В этой цитате прослеживается широта мировоззрения В. И. Вернадского , он сравнивает одновременно Плавта и Аристофана с Диккенсом, Сервантесом, эта образная глубина мышления значительно выделяет Вернадского среди других ученых. В то же время стоит обратить внимание на то как Вернадский объединяет и обобщает «грубые радости» из которых «сквозит более глубокое красивое — то, что дает жизнь» — что и является «доказательством неизбежности прогресса». Это чрезвычайно масштабное восприятие мира, умение посмотреть на исторический процесс как бы сверху, характеризует Вернадского, как личность с историческим взглядом на мир.

Вернадский был выдающимся гуманистом своего времени.

Но кто же он? Ученый или философ? Да, он, безусловно, ученый, т. к. он изучал природу минералов, занимался кристаллографией, минералогией и другими естественными науками, но он, безусловно, и очень крупный философ. В своей последней статье «Несколько слов о ноосфере» он определяет последнюю, как «сферу разума», в основе которой лежит гармония человека и красоты природы. Вернадский призывал бережно относиться к этой гармонии, цитируя строки известного персидского поэта Омара Хайяма:

До нас, как и ныне сменялись и зори, и ночи,
И небо, как ныне, свершало свой круг вековой,
Ступай осторожно на пыльную землю ногой,
Ты топчешь не пыль, а прелестной красавицы очи.

В моей курсовой работе, я бы хотела понять, какие пределы и запреты в научной работе осознал Вернадский. Для выполнения этой задачи, я постараюсь проанализировать его дневники за 1890 -1894гг.. Эти годы особенно важны в биографии Владимира Ивановича Вернадского, т. к. являются этапными в его духовном развитии. Это годы перехода от молодости к зрелости , как впоследствии определил сам Вернадский, этот период был подлинно переломным в его судьбе. Именно в эти годы В. И. Вернадский окончательно складывается как личность, именно тогда завершается формирование его системы ценностей. Смесь различных этических норм и морали (индивидуальной, общественной, профессиональной) для каждого ученого , как упоминалось выше зависит от многих причин, но можно предполагать , что профессиональная этика и мораль, могут «взять верх», корректировать и формировать индивидуальную этику и мораль ученого. Это связано с тем, что по большому счету наука — коллективное творчество.

Отсюда, становлению индивидуальных качеств ученого помогает то, что наука является коллективным творчеством.

Попробуем на основе дневников, систематизировать взгляды Вернадского. Хотелось бы отметить, что Вернадский писал дневник не регулярно, это даже и не дневник, а скорее записи особенно ярких впечатлений, размышления молодого Вернадского о том, что волновало его в ту пору (с моей точки зрения эти дневники чем-то сродни «Запискам у изголовья» Сей-Сенаген) В своих дневниках Владимир Иванович много места уделял тому, что ему не нравилось , что беспокоило его, что надо было улучшать, с его точки зрения в научной и педагогической деятельности. Он описывает то, что ему кажется плохо организованным, что не соответствует профессиональным нормам поведения, что не этично, в конце концов. Сам же Вернадский пытался создать для себя, и своих коллег условия идеальные, т. е. условия где все в гармонии, все правильно. В связи со всем выше сказанным, мне бы хотелось начать с профессиональных ценностей «по-Вернадскому». Владимир Иванович первостепенное значение отводил культуре научной и педагогической деятельности:

«Большое затруднение составляет подыскивание места для практич<еских> занятий. При Толстопятове их никогда не бывало! Профессор приходил, читал лекции и уходил, — кабинет запирался. Теперь ведутся они в зале, где стоит коллекция, но это, конечно, немыслимо<…>»

Из этой цитаты можно вынести две вещи:

  1. Не может быть научной работы без практических занятий.
  2. Смешивать практические занятия с чем-либо НЕМЫСЛИМО, для всего должны быть соответствующие условия.

«Трудно достать книги . В университетской библиотеке нет самого необходимого , самого важного <…> Целые десятилетия не пополняется библиотека по известному отделу. И так всюду, в таких великих , живых единицах, как Университеты , где сильна традиция, где должно быть царство мысли».

Хочется отметить, что эта проблема не менее остро стоит и сегодня, т. к. библиотеки университетов, институтов, академий находятся в плачевном состоянии. Я думаю, что в этой , как и в предыдущей цитате Вернадский негодует в связи с тем, что государство и общество не могут создать условий для работы научно-исследовательских и учебных институтов страны, и этим тормозят ее развитие. Все вышесказанное является чрезвычайно актуальным сейчас. Хочется подчеркнуть, что в дневниках Вернадского много места отведено размышлениям о правильной организации научно-педагогического процесса. Очень часто сквозит недовольство, вызванное несовершенством в том либо ином виде. Очевидно, что Вернадский с неизменно высокой меркой подходит ко всему, что его окружает. Мы понимаем, что Вернадский, несмотря на молодость, уже выработал свои этические нормы, и пытается приложить их к окружающему миру. Следования этим нормам должно привести к гармонии, красоте, справедливости, окружающего мира.

«Между тем — главное, ценное — в убедительности и доказательности» — Этими словами Владимир Иванович характеризует свою диссертацию, т. е. любая работа должна быть красивой, цельной.

Следующая группа цитат условно посвящена этике и эстетике у Вернадского. Мне кажется, что Вернадский в некотором роде смешивает эти понятия. Для Вернадского этика ведет к эстетике, а эстетика , в свою очередь, не возможна без этики.

«Как только начинаешь приводить свою мысльв словах, тотчас же она теряет часть того, что в ней заключалось т. к. словами нельзя передать всех оттенковмысли, часто очень важных и очень существенных. Иногда даже кажется, что все самое главное заключается в этих оттенках, т. к. поняв оттенки, поймешь и то, что сказано логическими символами ».

Как точно Вернадский описывает пробуждение мысли, сам творческий процесс передачи этой мысли на бумагу, трудности с которыми сталкивается любой автор.

«Важно пытаться сжимать свои мыслив краткие максимы. Не лучшая ли это метода для дисциплинирования ума и способности ясного мышления и ясной речи.»

Эти две цитаты очень тесно связаны с предыдущей, как мне кажется, тем, что в них Вернадский рассуждает о том , что в любой своей статье , в любом докладе каждый ученый должен так излагать свои мысли , чтобы они точно передавали то что хочет донести ученый до слушателя или читателя. При этом, опорным словом в последней цитате, является дисциплинирование. Для Вернадского работа над мыслью является способом дисциплинирования ума. Насколько я понимаю, большую часть жизни человек думает, и этими своими размышлениями , Вернадский как бы определяет правила поведения, для внутренней жизни человека.

«С великим наслаждением прочел работы Берцелиуса, такая в них ясность и простота мыслии такое ее изящество и сила. Как видна личность человека в этих рассуждения о классификации минералов.»

Эта цитата один из лучших примеров глубокой взаимосвязи этики и эстетики в научной работе. Казалось бы сухая научная работа-классификация минералов… но эта работа в полной мере обладает ясностью и простотой мысли, является образцом научной статьи, т. е. отвечает как этическим, так и эстетическим критериям Вернадского.

«В работе мыслиесть радость, захватывающая дух сила, гармония»

Хочется обратить внимание на то, что для Вернадского сама мысль приводит к радости, гармонии. Обратимся к следующей цитате из дневника —

«Необходима свобода мысли в с а м о м человеке. Отсутствие искренности в мыслистрашно чувствуется в нашем обществе»

Кажется, что это написано сегодня. Неужели больше ста лет назад?! Свобода мысли в самом человеке, в каждом человеке… Не вдолбленное клише, не мнение толпы, навязанное из вне, а своя мысль…

«В явлениях текущей жизни каждая личность тем более имеет влияние на жизнь, тем более ведет к победе мысли(т. е. гармонии и красоты), чем сознательнее постоянно и серьезно она ищет проявления основных идей в окружающей текущей жизни, чем непреклоннее и яснее оценивает каждое явление со стороны общих , дорогих ей принципов и чем более выясняет себе, что именно с точки зрения Мысли и Идеизначит каждое событие текущей, будничной жизни, что надо делать , чтобы оно шло по пути Мысли и Идеи»

Это можно считать этическим кредо Вернадского — человек внутренне совершенствуется, приходит к гармонии и красоте, путем сознательного анализа своей жизни, при постоянной работе мысли. Вот такие непростые требования, Вернадский ставит перед личностью, а значит и перед социумом, и перед обществом, которое его окружает.

Вернадский много думает о том. Что все люди науки должны быть вместе:

«<…> Нет большей силы, когда в с е талантл<ивые> люди интеллигенции известн<ой> страны концентр<ируются> в одном движении в одном течении. <…> Люди науки должны стараться стать во главе движения».

«Деятельность ученых должна быть в сильной степени кооперативная. Это новое живое, жизненно связывающее Университет в единое целое».

«Общественные» ценности по-Вернадскоиу:

«Общество тем сильнее, чем оно более сознательно, чем более в нем места сознательной работе по сравнению с другим обществом. Всякий его поступок тем, тем более правилен, т. е. находиться в гармонии с „общим благом“, с „maximumом доступного нашей эпохе напряжения сознания в мировой жизни“, чем ярче он является результатом работы большего числа людей, могущих мыслить».

Интересно проследить отношение молодого Вернадского к истории. История «по-Вернадскому» тоже движется только в соответствии с определенными правилами . Вот пример —

«Читал и думал много по историч<еским> вопр<осам>. Мысль постоянно направляется к ясному сознанию чувства общей преемственности в истории человеческой мысли, в истории развития человеч<ества>».

«Иногда одновременно при чтении Плавта и при чтении истории Средней Азии (той краткой, что у Мушк<етова >) трепетно бьется сердце от чувства единства внутренней жизни человечества».

«Не дает покоя мысль о преемственности высших институтов. Какова связь средневековых универс<итетов> со школами Римской империи<?> Ведь в Византии совсем не прекращалась цепь?»

Из этих цитат мы понимаем, что Вернадский находит много общего в истории многих стран, кроме того, мне кажется. Что чрезвычайно важны его размышления о преемственности — прошлое дает опору настоящему, а настоящее — будущему. Развитие общества не случайно, оно тоже имеет свою внутреннюю этику, (развивается в соответствии с определенными нормами.)

Мне кажется, что представления Владимира Ивановича очень созвучны мыслям Анри Пуанкаре — «Она (наука) как монументальное сооружение, строить которое нужно века, и где каждый должен принести камень, а этот камень часто стоит ему целой жизни… Мы чувствуем , что работаем для человечества, и человечество становится для нас более дорогим» ( «Последние мысли» гл. IX — «Мораль и наука» )

Выводы:

Таким образом, Вернадский не представляет научной деятельности без этической основы, эти основы он распространяет на все сферы жизни. Его последняя работа над «ноосферой, как сферой разума» подводит итог этому. В ней Вернадский пишет , что человеческое общество оказывает огромное влияние на моря и океаны, на строение земли и. т. д. и и. т. п. , а это значит, что при разумных действиях человек может привести наконец в гармонию связь между собой и природой.

Список литературы:

  1. Апресян Р.Г. , Гусейнов А.А. , Этика, М. ,1999.
  2. Вернадский В.И., Дневники. Воспоминания // Новый мир, , N .
  3. Вернадский В.И., Статьи об ученых и их творчестве , М., 1997
  4. Сахаров А. Д. Этюды к научному портрету. Глазами коллег и друзей. Вольномыслие, М., 1991 .
  5. Сей-Сенагон, Записки у изголовья, М., 1999 .
  6. Фромм Э., Психоанализ и Этика, М., 1993 .
  7. Энциклопедия для детей, т. 4, М., 1995 
на первую страницу | наверх

© 2002-2011 Разработка сервера: Межвузовский "Физтех-центр". Администратор сайта : admin@researcher.ru
При создании сервера использованы АРП-технологии.

Arp.site