Исследователь Исследователь

Исследователь
  
новости  |  о проекте  |  карта сайта  |  форум  |  подписка на новости
Разделы сайта

Другие материалы
ПРАКТИКА
Версия для печати

Девичий альбом — его структура, особенности бытования и психологическое значение.


Автор: Орлова Юлия
Научный руководитель: Обухов Алексей Сергеевич

Введение:

Темамоей курсовой работы: девичий альбом его структура, особенности бытования и психологическое значение.

Эта тема показалась мне интересной, и я захотела узнать как можно больше об альбомах девушек 12—15 лет. Выбор пал именно на девичьи альбомы, потому что их альбомы бытуют чаще, чем мальчишеские. Проблема - каковы психологические функции девичьего альбома. Поэтому цельюработы стало выявление психологического значения девичьего альбома в зависимости от особенностей структуры и бытования. Для достижения этой цели я поставила следующие задачи:

  1. Анализ исследований девичьего альбома в гуманитарных науках, сведений в художественной литературе, литературоведческих и культурологических обзорах;
  2. Сбор девичьих альбомов у девушек 12—15 лет;
  3. Определение принципов анализа девичьего альбома;
  4. Определение принципов включения материалов в девичий альбом;
  5. Выявление бытования девичьего альбома методом опроса;
  6. Выявление закономерностей структуры девичьего альбома;
  7. Выявление психологического значения девичьего альбома в зависимости от структуры и бытования.

Объект исследования — девичий альбом, а предмет - функции девичьего альбома.

Гипотезой моей работы стало предположение, что психологическое значение девичьего альбома зависит от его структуры и особенностей бытования. Были использованы два метода: качественно-количественный анализ альбомов и экспертная направленная беседа.

Немного из истории Девичьего альбома

Первые девичьи альбомыпоявились в России еще в конце ХVIII века и до сих пор не исчезают из нашей жизни. Менялся социальный статус и образовательный уровень владелиц альбома. Менялись ценностные ориентации, кардинально изменялся культурный быт.

Самый первый альбом, тогда он назывался альбомом барышень, существовал для того, чтобы гости по своему желанию и по просьбе хозяйки могли записать туда сочиненные ими самими стихи или нарисовать что-нибудь на память о себе. Изначально заложенные именно в этих первых альбомах основные мотивы в последствии прослеживаются в альбомных стихотворениях всех будущих эпох. Вот эти мотивы:

  • восхищение красотой и умом владелицы альбома;
  • пожелания счастья, любви;
  • клятвы верности и преданности;
  • наставления не забывать друзей, клятва в вечной дружбе;
  • напоминание о детстве — лучшей поре в жизни — «не торопись казаться взрослой»;
  • куплеты о любви и коварстве мужчин;
  • а также типичные шутки, эпиграммы [2].

Таким образом, можно говорить о том, что изначально основными функциями девичьего альбома были: ’’сувенирная’’, эстетическая, коммуникативная.

В конце ХIХ века девичий альбом из семейной среды стал активно переходить в среду ученическую — в закрытые пансионы и женские гимназии. Альбом гимназисток был достаточно строг в своей организации. Он, как правило, начинался с совета матери, обязательным было наличие аллегорических рисунков, четких символов цветов, рисованных игральных карт, кладбищенских сцен. В них цитировались А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Некрасов, А. Фет, Ф. Тютчев и др. Много места отводилось фортепьянным романсам. Альбомам этих времен присуща особая лексика: ангел, голубка, душечка, милые щечки и т. п.

При этом необходимо отметить, что если раньше в альбомах барышень любовные послания, восхищения красотой писались мужчинами, то в гимназических девичьих альбомах и автором и адресатом посланий стала девушка. И она стала реже его кому-нибудь давать почитать или заполнить[2]. Это объясняется, скорее всего, невозможностью девушек открыться полностью ни родным, ни друзьям. Родным, наверное, из-забоязни и стеснения — ведь происходит постоянное сравнение нравов поколений, примерка или даже подгонка их «под себя», а у друзей своих проблем достаточно. Поэтому девушкам в определенном возрасте приходилось заводить «бумажных друзей». Бумага, как хороший слушатель, как лучший друг — все в себя впитает, и сохранит тайну.

Из этого можно сделать выводы о том, что основными функциями девичьего альбома XIX явились эстетическая и функция самопознания.

Современные девичьи альбомысущественно изменились. Другим стал темп жизни, сейчас она более «событийная», а времени, чтобы подумать, осмыслить происшедшее стало меньше. Теперь альбом стал читаться и заполняться не только хозяйкой, но и близкими друзьями (причем и мальчиками и девочками). Особо бросается в глаза оформление современного девичьего альбома. Он отчасти сохранил свою живописную форму — сердечки, цветочки, но они уже потеряли свою знаковую символику. Если раньше по окраске нарисованных цветов читалось отношение к хозяйке альбома (красные — любовь, желтые — разлука, розовые симпатия и т. п.), то в современном девичьем альбоме цветы и сердечки стали просто вырезаться из открыток и наклеиваться исключительно для яркого украшения альбома. Если раньше на страничках порхали голубки, то теперь можно увидеть и щенков, и котят, и поросята и т. п. или просто веселые человечки (рожицы). А рисованные портреты заменились фотографиями [2].

Поэтому можно сделать вывод о том, что раньше оформление играло роль символики, а теперь символизм перешел в эстетизм.

Расширилось содержание альбомов, все также в него записываются стихотворения и песни о любви и дружбе, различные пожелания, наставления, напоминания, куплеты, шутки (см. выше «Основные мотивы альбомных стихотворений») [2]. Но появилось и много нового — того, что продиктовано веяниями новой моды настоящего времени. Этим новшеством является такое понятие как анкета.

Современные девичьи альбомы: содержание, бытование, функции.

Анкета- это опросный лист, вопросы в котором касаются интересов и предпочтений ровесников владелицы анкет. Вопросы в анкетах разные, так как различны интересы их хозяйки. Мной отмечено, что анкета девочек помладше направлена на внешний мир, а девушек постарше — на внутренний. Вопросы в анкетах составлены таким образом, чтобы узнать о заполняющем ее более полную информацию: ФИО, телефон, адрес, дату рождения; выявить его вкусы, т. е. что он читает, слушает, смотрит, что и кого любит. Бывают философские вопросы типа «Что такое счастье? дружба?», которые определяют интеллект и мировоззрение отвечающего. С психологической точки зрения анкетаположительно влияет на свою обладательницу; во-первых, она организует отношения между подругами (заглянув в нее, подруги общаются, вовремя звонком по телефону или открыткой реагируют на наступивший День рождения, даже подарок подбирается по вкусу, учитывая интересы), во-вторых, именно благодаря анкете хозяйка узнает о друзьях что-тоновое, а о знакомых какую-либо информацию, благодаря которой, она могла бы найти новых друзей. Часто анкету даже называют «дневником дружбы» [2]. Я провела беседу с некоторыми владелицами анкет и выяснила, что чаще всего анкеты заводятся в лагере или школе (особенно если сборный класс). В лагере либо хотят узнать о человеке как можно больше и стать с ним друзьями, либо просто от нечего делать, а в школе хочется узнать о тех с кем учишься. Анкеты дают заполнять чаще тем, кто с первого момента оказался ’’симпатичнее’’ (с кем хотел бы подружиться из-заего индивидуальности. Чаще всего это те, кто умеет находиться в ’’крутой’’ компании).

Я ознакомилась с 8 альбомами. В 6 из них были анкеты. Анкетные вопросы (их количество обычно от 20 до 50) я разделила на несколько групп:

1)Паспортные данные (всегда в начале анкеты):

В таблице показано, какие вопросы, относящиеся к паспортным данным, в скольких анкетах встречались.

ФИО, или кличка

Дата рождения

Знак зодиака

Телефон

Адрес

Город, где родился

Таким образом можно сказать, что наиболее значимым для хозяйки анкеты являются инициалы и кличка (то есть общекультурное, но одновременно с этим индивидуальное) и телефон (выполняет коммуникативную функцию).

2)Личностные характеристики и принадлежность к той или иной субкультуре:

Это основная часть анкеты, которая несет функции идентификации (вписываемость в ’’мы’’, принадлежность к субкультуре). Во многих анкетах первой заполнительницей выступает сама владелица альбома. Она, отвечая на свои же вопросы, во многом ’’задает’’ форму ответа (получается, что вопросы задает культура, а ответы - владелица). Она рассказывает о себе столько, сколько хочет узнать от других отвечающих. Если сама владелица альбома отвечает кратко на свои же вопросы, то обычно респонденты отвечают аналогично кратко. Лишь немногие пишут более раскрыто, дает ответы с рассуждениями. Если же владелица отвечает подробно на вопросы, то и респонденты чаще делятся своими секретами, и только немногие ограничиваются краткими ответами. Получается, что вопросы задает культура, а культуру ответов — владелица.

Ответы помогают хозяйке выявить ’’своих’’ по принадлежности к субкультуре: какую музыку (музыкальную группу) слушает, музыкальный инструмент, каких авторов (поэтов, прозаиков) читает, какой любимый вид спорта, любимый актер или актриса, фильм, цветок, цвет глаз, имя, город, музей, театр, блюдо, вообще симпатии-антипатии, отношение к учебе, умение танцевать, рисовать, занятия в свободное время. Владелица альбома сравнивает свой внутренний мир, свои интересы с ответами друзей и останавливает свой выбор на ком-то, сближается с ним, либо кого-тоотвергает как друга. Она сравнивает себя с другими за счет этого развивается самосознание.

Совсем личностные вопросы:
  • У тебя уже была первая любовь;
  • Любишь ли ты;
  • Твой идеал парня (девушки).

В данном случае ответы даются в зависимости от доверия хозяйке анкеты. Эти вопросы показывают, что анкета бытует в том кругу, где бытует личностное доверие.

Вопросы о хозяйке анкеты:
  • Твое отношение к хозяйке анкеты
  • Опиши внешность хозяйки анкеты

В проанализированных мной анкетах на эти вопросы ответили все 100% (о хозяйках анкет отзывались положительно). Это вопросы скорей просто ’’на интерес’’.

Вопросы философского характера:
  • Любовь — это…;
  • Веришь ли ты в любовь;
  • Что сильнее: любовь или дружба;
  • Дружба — это…;
  • Счастье — это …;
  • Можешь ли ты назвать себя счастливым;
  • Что для тебя важнее: дом или улица;
  • Кто для тебя важнее: друзья или родители;
  • Кого ты больше уважаешь: друзей или родителей;
  • Интересно ли тебе мнение окружающих о тебе;
  • Считаешь ли ты себя взрослым человеком;
  • Каким быть лучше: умным или богатым;
  • Твоя отличительная черта;
  • Что для тебя значит учиться.

Эти вопросы пытаются направить размышления отвечающих на глубокие осмысления актуальных для данного возраста проблем. При ответе на них, очень многое зависит от интеллекта, мировоззрения и отношения к актуальности отвечающих. Также на характер высказываний влияет то, как сама хозяйка анкеты на них ответила. В проанализированных анкетах владелицы альбомов отвечали:

  • Кратко -1;
  • С юмором — 2;
  • Подробно, серьезно, честно- 3.

Причем в первых двух случаях (кратко, с юмором) респонденты, следуя ответам хозяйки, всегда отвечали, а в последнем (подробно, серьезно, честно) некоторые вопросы оставались без ответов. Возможно, это вызвано либо скромностью отвечающего, либо какие-точувства (например, любовь) ему еще не знакомы, и он не может дать им оценку, либо сложностью дать ответ на определение некоторых понятий, особенно счастья. Респонденту проще уйти от ответа, так как на абстрактные вопросы довольно сложно размышлять. Если хозяйка анкеты задает подобные вопросы, то, это показывает, что они ее волнуют, она сама хочет почерпнуть информацию из ответов, обогатить свои знания, свое понимание.

Заключительные вопросы и просьбы:

Обычно это приблизительно пять вопросов с просьбой оставить автограф, фотографию, внести дату заполнения анкеты, признаться в честности ответов и задать свой вопрос к хозяйке анкеты.

Во всех анкетах блоки вопросов располагались в этой последовательности, то есть:

  1. Паспортные данные;
  2. Личностные характеристики и принадлежность к той или иной субкультуре;
    Совсем личностные вопросы;
  3. Вопросы о хозяйке анкеты;
  4. Вопросы философского характера;
  5. Сведения формального характера.

Итак, анкета выполняет следующие функции:

  1. коммуникативная;
  2. самопознание;
  3. средство вхождения в социальную структуру подросткового коллектива;
  4. эстетическая;
  5. развлекательная;
  6. когнитивная.

Значительное место в современном девичьем альбоме отводится стихам и песням.

Помолодел возраст обладательниц современных альбомов по сравнению с возрастом их владелиц — барышень ХVIII — ХIХ веков, а так же сменилась литературная эпоха (изменилось отношение к любви в культуре). Их содержание выступает как знак вхождения во взрослую культуру, как отражение вспыхнувших у девушек любовных чувств. Поэтому тема несчастной любви, ревности, измены, встречающаяся в стихах С. Есенина, Э. Асадова, К. Бальмонта и др., находит свое место рядом с элегией и пасторалью А. Пушкина, А. Фета, А. Тютчева.

«Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты»

А. Пушкин

«Эх, если б любить, ничего не скрывая,
Всю жизнь оставаться самим собой,
Тогда б не пришлось говорить с тоской
— А я и не думал, что ты такая,
— А я и не знала, что ты такой»

Э. Асадов

«О, как на склоне наших дней
Нежней мы любим, суеверней
Гори, гори, прощальный свет
Любви последней , зари вечерней»

А. Тютчев

«…Зацелую допьяна, изомну, как цвет.
Хмельному от радости пересуду нет»

С. Есенин

Один из рассматриваемых альбомов является ’’стихошником’’. Всего в нем я прочла 79 стихотворений. Это были и стихотворения известных лириков А. Пушкина(5), С. Есенина (его стихотворений оказалось больше всего-12), Ф. Тютчева(1), Э. Асадова(8), Р. Бернса(5), а также менее известных современных авторов Г. Роднаевой(1), В. Нурова(1), Е. Чепурных(1), А. Дементьева(1), М. Чебышевой(1), К. Кулиева(1), М. Лисянской(3) и др. Многие стихи (39) без автора, и я, спросив об этом владелицу, узнала, что они, по ее словам, принадлежат народному творчеству или переписывались из альбомов подруг.

Почти все стихотворения посвящены теме любви. Это и любовь юноши и девушки, и любовь детей к матери (Г. Роднаева ’’Мама’’), и любовь к Родине (Разумовский ’’Баллада о 3-хшагах’’). Есть стихи о любви к животным (Э. Асадов ’’Медвежонок’’). В нем же были стихи философского содержания (А. Пушкин ’’Если жизнь тебя обманет’’, В. Нуров ’’Что сделал я в отпущенный мне срок’’, А. Дементьев ’’Никогда ни о чем не жалейте вдогонку’’ и т. п.). Иногда это просто описание девичьего облика (Е. Чепурных ’’Королева’’, Э. Асадов ’’Чудачка’’). Или стихи о красивой природе (М. Лисянский ’’Рябина’’).

Поэтому можно сказать, что основная функция ’’стихошника’’- рефлексия.

Песнив современном девичьем альбоме — это и жестокие романсы, и любовные частушки, и шлягеры, и песни бардов (у девушек, которые хоть раз в жизни сходили в тур. поход).

В просмотренных альбомах встретилась песня «Куда уходит детство?», что кажется мне не случайным. В 13—15 лет девушка осознает, что поднялась в своей жизни на одну ’’возрастную’’ ступеньку и ей не хочется торопить свое ’’взросление’’. Мир детства для девушки с его играми, беззаботностью, безответственностью кончился, и она жалеет его.

Значительное место принадлежит так называемым хитам сезона. В альбоме 1976г., найденного в экспедиции, в деревне Ведягино Архангельской области, это такие песни, как ’’Пропел гудок заводской’’, ’’Если петь нам о Родине’’ и др. В альбомах же из города (более современного) попадались песни из репертуара А. Пугачевой, О. Газманова, Л. Агутина и др. В одном альбоме есть песни группы ’’The Beatles’’ (’’Yesterday’’, ’’Girl’’, ’’Nowhere-man’’ и др.), т. е. произведения зарубежной эстрады, причем на языке оригинала. В двух альбомах попались походные песни (’’Милая моя’’ и ’’Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались’’). Песенник выступает в роли некоего учебника чувств, и в нем немало наставлений, поучений, запретов. Функции ’’песенника’’- когнитивная и развлекательная.

В каждом девичьем альбоме я встретила согнутый в треугольник лист с надписью «секрет». В рассмотренных альбомах это зафиксировано только как шутка, рассчитанная на любопытных, которые, развернув этот лист, увидят нарисованный кукиш и выражения вроде «много будешь знать — скоро состаришься» и т. п.

К шуткам можно отнести и некоторые смешные тесты, такие как «Назови 3 любимых животных и объясни, за что ты их любишь». После ответов тебе присваивают 3 характеристики «такой ты дома, в школе, в постели». Или, например, еще такой тест — рисунок, в котором просят нарисовать свой абстрактный портрет из по которому определяют твой характер (О — доброта, — отзывчивость, — сексуальность), в %-ом отношении. Кстати, именно в шутках свободно произносится слово «секс».

В современном девичьем альбоме можно встретить анекдоты, или смешные выражения в основном на школьную тему:

Урок в армянской школе:

  • Дэти, запомните, в русском языке слова ’’тарелька’’ и ’’вилька’’ пишутся без мягкого знака, а слова ’’сол’’ и ’’фасол’’ с мягким знаком.

Реже на солдатскую тему:

  • (’’ короткими перебежками от меня и до следующего дуба- шагом марш’’;
  • ’’в увольнение пойдут только образцовые тумбочки’’;
  • ’’горячую пищу для полевых занятий будете получать через задний проход’’;
  • ’’по команде ’’отбой’’ наступает темное время суток’’;
  • ’’окоп копать от забора и до обеда’’)

Что касается школьной темы, то ввелось даже такое понятие, как ’’Школьная хроника’’. В ней отразились реалии школьной жизни. Школа — это перевернутый мир ( школа-храм сатаны, а туалет-Дворец съездов).

Немалое место в альбоме занимают пожелания. Их традиционные тексты собираются в альбоме, чтобы затем переписывать на поздравительные открытки и рассылать к каким-либо праздникам (ко Дню рождения или на Новый год). Пожелания не имеют возраста — они могут быть старинные, лишь бы не повторялись одному адресату, а также не имеют ограничений к возрасту адресата — их можно желать как ровеснику, так и взрослому человеку

«Да сохранит тебя.
Софья
Да и живут с тобою
Вновь
Ее три спутницы Святые
Надежда,
Вера
И Любовь»

Основными функциями ’’пожелательника’’ являются такие функции, как коммуникативная, передача культуры

Особое внимание в современном девичьем альбоме уделяется ’’гадалкам’’. Причем, у маленьких девочек они довольно примитивны и выполняют игровую функцию, акцентируясь на взаимоотношения с родителями и школой. У девочек постарше акцент делается уже на взаимоотношение с молодым человеком, с другом.

В проанализированных альбомах, больше всего распространены следующие виды гадалок: сонник, гадание на картах, гороскоп (та его часть, где дается характеристика человека, а не предсказание судьбы). Широко распространены (в одном альбоме их 2) гадалки-тесты по чертам характера, внешности, поведению, действиям. Они обобщают опыт наблюдений за человеческими качествами и их внешними проявлениями. Они похожи на правила поведения, с их помощью девушки учатся языку жестов, движений.

Школьницы всех возрастов придумывают гадания и гадают на все, что их занимает. Обращение девушек к «гадалкам» — это своеобразный поиск ответов на многочисленные вопросы, касающиеся любви, тайны которой для них только открываются.

Поэтому ’’гадалки’’ так популярны, они дают ответы на типичные вопросы, которые заключают в себе все реальные, типичные ситуации- часто складывающиеся, вероятные и ожидаемые.

В двух девичьих альбомах мне встретились цитаты.Это фразы, когда-тосказанные или написанные великими людьми. «Цитатник» имеет давнюю традицию. Например, Н. Я. Эйдельман пишет о том, что в Царскосельском лицее у лицеистов были тетради с цитатами. ’’Среди рукописей находилась объемистая тетрадь плотно синей бумаги, в которой рукой Кюхли было написано 245 страниц: ’’словарь’’ - свод философских, моральных, политических и литературных вопросов, интересовавших Кюхельбекера и его друзей…’’ [8; с.291]. Девушка, записывая ту или иную цитату, отражает свой внутренний мир, свои чувства, свое отношение к чему-либо или понимание чего-то. Так, например, приведены цитаты о смысле жизни:

«Жизнь человеку дается только один раз
и надо прожить ее так, чтобы не было
мучительно больно за бесцельно прожитые годы»

Островский

«В жизни должно быть искание и стремление.
Без них смерть и разложение»

Есенин

«Что мы знаем о себе?»

Грин

Или цитата о характере человека:

«Тот самый человек пустой,
Кто весь наполнен сам собой»

Лермонтов

Как правило, в девичьем альбоме либо приводятся цитаты (и их много и каждая в тебя проникает, заставляет задуматься, либо их нет совсем). Если они приведены в альбоме, то невольно можно дать характеристику этой владелице альбома, как девушки целеустремленной, задумывающейся о жизни, о своих поступках.

Много цитат посвящено теме любви, причем она рассматривается и как серьезное чувство:

«Любовь — безумство мудрое,
оно и сладости и горести полно»

Шекспир

И ироническое восприятие

«Любовь — это встреча двух дурных
с повышенной температурой»

Таким образом, цитаты более полно раскрывают внутреннее содержание владелицы альбома, может быть даже больше, чем приведенные ею стихи и песни. Ведь последние все же часто переписываются из альбомов подруг за то, что они стали ей близки. А приводя цитаты, девушка полнее раскрывает свою индивидуальность, она их записывает, запоминает и следует им. Цитаты для нее как бы жизненные лозунги, ее наставники. Функция ’’цитатника’’ — рефлексия.

Особенности бытования в зависимости от содержания:

Анкета бытует в школьной и лагерной среде, дается для заполнения и чтения и девушкам, и юношам, причем независимо от того, насколько близкие отношения между владелицей и отвечающим (анкета редко дается для заполнения недругу). ’’Цитатник’’, ’’песенник’’ и ’’стихошник’’ заводятся для себя лично, поэтому очень редко даются кому-либо для чтения или переписывания. ’’Шутка’’, анекдоты, ’’пожелательник’’ и ’’гадалка’’- все они не только для себя, но и для других. Они заводятся в лагерях, школах, каких-топоездках. Анекдоты, ’’шутки’’ и ’’гадалки’’ обладательница пишет сама, а пожелания ей пишут другие.

В заключениехочется еще раз подчеркнуть, что девичий альбом, несомненно, выполняет определенную психологическую функцию, связанную с возрастом его авторов. В нем отражаются бытующие в соответствующем возрасте и в современной социальной сфере представления о любви и дружбе, об отношениях с юношами и подругами, фиксируются этикетные правила, связанные с ухаживанием и дружбой.

Завести свой альбом может каждая девочка, но не у всякой хватит терпения аккуратно и красиво его заполнять; кроме того, далеко не каждой девочке он нужен для выражения своих эстетических вкусов и формирующихся половых потребностей. В большинстве случаев интерес к альбому проходит, когда девушкой овладевает сознательное, серьезное чувство.

Юность не вечна, и в честь этих дней
Пишу эти строки в тетради моей,
Пройдут года, и через много лет
Вдруг вспомнишь ты свои 15 лет [2; с 399].

Список используемой литературы:

  1. Базанов В. А. Функциональный аспект бытования детских анкет // Традиционная культура и мир детства: Материалы международной конференции ’’ХI Виноградовские чтения’’. Тезисы. Ч.1. Под ред. Матлин В. Г., Чередникова М. П., Шевченко В. Ф. Ульяновск, 1998.
  2. Девичий альбом ХХ века // Русский школьный фольклор. От ’’вызываний’’ Пиковой дамы до семейных рассказов. Сост. Белоусов А. Ф. М., 1998.
  3. Макова А. Современные анкеты школьниц как своеобразное бытование традиционного девичьего альбома// Дети-собиратели и исследователи фольклора. Сост. Балашова О. Б. М., 1996.
  4. Мухина В. С. Возрастная психология: Детство. Отрочество. Юность. М., 1999.
  5. Мухина В. С. Социальная единица и уникальная личность // Феноменология развития и бытия личности. М.-Воронеж, 1999.
  6. Обухов А. С. Смех и личность // Журнал ’’Развитие личности’’, М., N3—4, 1998.
  7. Школьная хроника // Русский школьный фольклор. От ’’вызываний’’ Пиковой дамы до семейных рассказов. Сост. Белоусов А. Ф. М., 1998.
  8. Эйдельман Н. Я. Словарь и мудрецы// ’’Твой восемнадцатый век. Прекрасен наш союз… М.,1999
на первую страницу | наверх

© 2002-2011 Разработка сервера: Межвузовский "Физтех-центр". Администратор сайта : admin@researcher.ru
При создании сервера использованы АРП-технологии.

Arp.site