Исследователь Исследователь

Исследователь
  
новости  |  о проекте  |  карта сайта  |  форум  |  подписка на новости
Разделы сайта

Другие материалы
ПРАКТИКА
Версия для печати

Зависимость принадлежности к музыкальным течениям и социального положения в малой группе.


Автор: Петров Дмитрий
Научный руководитель: Обухов Алексей Сергеевич, Смирных Марина Владимировна

Введение

Музыкальная субкультура является одной из важнейших частей подростковой субкультуры. Кроме того, подросток принадлежит к какой-либо малой группе, которую он считает для себя значимой. Часто такой группой для подростка становится его школьный класс, поскольку именно в нем ему приходится общаться больше всего. Нам стало интересно сопоставить эти две социальные реалии и посмотреть, может ли факт принадлежности к музыкальным течениям отразиться на таком важном для подростка явлении, как социальное положение в референтной группе.

Проблемой данного исследования является вопрос — зависит ли от принадлежности к музыкальным течениям социальное положение подростка в малой группе в ДГ.

Целью исследования становится выявление характера зависимости социального положения подростка в малой группе от принадлежности к музыкальным течениям. Для этого нам предстоит разрешить следующие задачи.

  1. Изучить литературу по проблеме.
  2. Провести предварительное анкетирование для выяснения актуальных в субкультуре ДГ музыкальных течений.
  3. Провести основное анкетирование для выяснения принадлежности к музыкальным течениям, отношения к ним и степень приверженности.
  4. Обработать результаты анкет.
  5. Провести социометрическое исследование по эмоциональному параметру.
  6. Обработать результаты социометрического исследования.
  7. Провести сравнительный анализ результатов опроса в форме анкетирования и результатов социометрического исследования.

Методами исследования становятся опрос путем анкетирования и социометрическое исследование. Выборкой для данного исследования являются ученики ДГ, 3-хклассов, в каждом около 20 человек. Исследования проводятся в особой социальной общности, поэтому выводы относятся только к данной субкультуре, что необходимо понимать.

Рабочей гипотезой будет стало предположение, что социальное положение подростка в малой группе в ДГ зависит от принадлежности к тем музыкальным течениям, к которым принадлежит большинство других членов малой группы, которую подросток считает для себя референтной.

Теоретическая часть

Для того, чтобы понять, о чем пойдет речь в данной работе, нам необходимо уяснить некоторые теоретические моменты и определить некоторые термины.

«Субкультура — совокупность специфических социально-психологических норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т. д., влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать себя в качестве „мы“, отличного от „они“ (остальных представителей социума)» (Мудрик А. В.).

А. В. Мудрик считает, что социальной базой формирования субкультуры могут служат возрастные и социальные слои населения, профессиональные группы, религиозные секты, сексуальные меньшинства, массовые неформальные течения (хиппи, «фанаты»), преступные группы и организации, любители определенных занятий (охотники, рыбаки, филателисты, нумизматы и т. п.).

Субкультура — это автономное относительно целостное образование.

Она включает в себя ряд более или менее ярко выраженных признаков: специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений, а так же статусная структура; набор предпочитаемых источников информации; своеобразные увлечения, вкусы и способы времяпрепровождения; жаргон и фольклор.

Музыка — это часть подростковой субкультуры, по мнению многих психологов (Райс Ф., Мудрик А. В., Кон И. С., Мухина В. С. и др.) — самая значительная. В доказательство этого можно привести тот факт, что при знакомстве подростков одним из первых задается вопрос «А что ты слушаешь?». А. В. Мудрик считает, что следование моде — конструирующий признак именно подростковой субкультуры. Принадлежность к музыкальным направлениям в какой-томере есть следование моде. В то же время можно наблюдать некую «моду на музыку». Попав в новую для себя малую группу, подросток может вместе с другими ее атрибутами принять музыку, свойственную этой малой группе. Вообще, массовость является особенностью подростковой музыкальной субкультуры.

«Малая группа — немногочисленная по составу общность людей, члены которой объединены единой деятельностью и находятся в непосредственном личном общении» (Психологический словарь).

Среди малых групп И. С. Кон выделяет:

  1. группы принадлежности, или членства, где индивид состоит реально, но эта группа может не быть для него референтной (школьный класс)
  2. референтные группы — реальные или воображаемые группы, со стандартами и убеждениями которой идентифицирует себя индивид, чьи нормы и ценности используются как система эталонов при выборе и оценке своих поступков, поведения других людей и социальных событий, которая рассматривается им как источник его личных ценностей, целей и норм. Примером референтной группы может служить музыкальное течение. Референтные группы не всегда являются группами членства.

Характеристиками членов малой группы могут служить пол, возраст, национальный состав, социальный статус и множество других критериев. Но в нашем исследовании актуальны только пол и возраст, так как остальные характеристики примерно одинаковы у всех гимназистов.

В малой группе одной из важнейших, характеристик каждого члена группы является его статус. «Статус — понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных взаимоотношений и меру его влияния на других членов группы. Статус — это социальный процесс; человек может иметь статус только в отношении к другим, которые признают его место и обращаются с ним определенным образом. Статус, как бы он не был низок, важен, ибо без него человек не имеет прав в отношении других. Обладание статусом позволяет человеку ожидать и требовать определенного отношения со стороны других людей. Статус, будучи однажды установлен, остается относительно постоянным. Он может повышаться, но медленно и понижается только в связи с поступками, расцениваемыми как деградация» (Шибутани Т.).

Практическая часть

В результате проведенного нами предварительного (пилотажного) опроса, были выделены некоторые актуальные для субкультуры учеников ДГ музыкальные течения. Большинство музыкальных течений респонденты подразделяли на подвиды. Из этого можно заключить, что данными течениями интересуются больше.

Далее будут указаны выделенные в пилотажном исследовании течения, объединенные по близости стилей. Чаще всего в анкетах встречались следующие группы музыкальных течений:

  1. Рок: punk, punk rock, rock, folk rock, hard rock, rock? n? roll, grunge.
  2. Металл: metal, doom metal, heavy metal, black metal, speed metal, death metal, trash.
  3. В основном — танцевальная музыка: rap, rave, hip-hop, trip-hop, jungle, trans, techno, break-duns, disco, funk, alternative, hard core, funny hard core
  4. Музыкальные течения, не вошедшие ни в одну из предыдущих групп: классическая музыка, народная песня, бардовская песня, pop

После пилотажного, был проведен основной опрос в форме анкетирования. По анализу результатов анкетирования были получены следующие данные.

В 9-мклассе на вопрос, «как часто вы слушаете музыку?» три человека ответили, что слушают музыку изредка, шестеро, что слушают очень часто, семь человек, что слушают музыку почти все время и двое — никогда. Это свидетельствует о том, что девятый класс осознает себя довольно-таки музыкальным.

На вопрос, интересуются ли ученики, что слушает их друг, почти весь девятый класс ответил, что «они лишь интересуются, но не более того», а двое оставшихся считают, что им абсолютно безразличны музыкальные приверженности их друзей; следовательно, можно предположить, что сфера музыки и сфера дружбы в девятом классе соприкасаются, но не очень тесно.

По поводу вопроса: «Как часто ученики обсуждают музыку и исполнителей в ДГ?» один ученик девятого класса считает, что никогда не обсуждает музыку в ДГ, трое ответили, что обсуждают очень часто, девять человек обсуждают редко и пятеро — часто. Это показывает, что девятиклассники в своем большинстве общаются на музыкальные темы достаточно редко.

Насколько высока «музыкальная активность» в девятом классе можно просмотреть на примере частоты посещения концертов. Ответы на серию вопросов о посещении концертов получены следующие. Четверо никогда не ходят на концерты, одиннадцать человек говорят, что ходят редко, и лишь трое — часто. Два девятиклассника ходят на концерты с другими гимназистами, четыре с друзьями не из гимназии, остальные посетители концертов выбирают себе попутчика не зависимо от его принадлежности к ДГ. Четверо всегда рассказывают в классе о своих посещениях концертов, девять учеников-девятиклассников рассказывают иногда, а один — никогда. То есть, ходят на концерты довольно редко, но если ходят, то об этом довольно часто рассказывают.

Сколько у учеников есть носителей музыкальной информации и как активно они ей обмениваются? Девять человек имеют меньше двадцати записей любимых групп, трое имеют больше сорока записей, пятеро имеют 20—30 записей, а один человек — 30—40 записей. Двое считают, что одноклассники никогда не просят у них записи, девятеро ответили, что у них просят записи редко и часто просят записи у семерых. В то же время, двое сказали, что не дают своих записей другим никогда, пятеро делятся своими записями редко, а десять человек — часто. Никогда не берет записи у других один человек, очень часто берут трое, шестеро берут редко, а восемь девятиклассников — часто, значит идет довольно интенсивный обмен музыкальной продукцией, в отличие от информации.

По поводу наличия атрибутики того или иного музыкального течения ответили, что она есть семеро человек, а нет — одиннадцать опрошенных, следовательно, девятиклассники не очень стремятся к проявлению своих музыкальных приверженностей.

Далее будут ответы на вопросы о конкретных музыкальных течениях. В девятом классе к rock? у положительно относятся все, к metal? у — тоже, rap и rave не нравятся почти никому, к alternative отношение нейтральное, барды нравятся почти всем, классику уважают.

В свою очередь в десятом классе по ответам на вопросы анкеты была выявлена следующая ситуация. Трое слушают музыку изредка, шестеро — что слушают музыку очень часто, один — почти все время и восемь человек — часто. Семерым абсолютно безразлично, что слушают их друзья, девять человек этим лишь интересуются и (чего не было в девятом классе) одному это очень важно. Один человек не обсуждает музыку в ДГ никогда, девять обсуждают редко и семеро — часто. На концерты пятеро не ходят никогда, одиннадцать человек ходят редко и один — часто. Один из них ходит с другими гимназистами, один — с друзьями не из ДГ, еще десять — когда как. Шестеро всегда рассказывают о концертах, а шестеро — иногда. Девять десятиклассников имеют меньше двадцати записей любимой музыки, один обладает больше, чем сорока, у пятерых есть двадцать — тридцать записей, у двоих — тридцать-сорок. У двоих не просят записей никогда, у девяти просят редко, у шестерых — часто; в то же время двое не дают их никогда, один дает очень часто, шестеро дают их редко, а семеро — часто. У других семеро берут записи редко, а десять человек — часто. Атрибутика есть у семерых. К rock? у относятся положительно-нейтрально, к metal? у — нейтрально-отрицательно. К rap? у отношение частично плохое, частично хорошее, как и к rave? у. Alternative нравится не всем, джаз — почти всем. К классике все относятся глубоко положительно.

В одиннадцатом классе большой популярностью пользуются rock, punk, metal, alternative. Двое слушают музыку изредка, двое — очень часто, семеро — почти все время, четверо — часто. Троим абсолютно безразлично, что слушают их друзья, еще двенадцати это интересно, но не более. Четверо обсуждают музыку и исполнителей в ДГ очень часто, еще четверо — редко, а семеро — часто. Шестеро никогда не ходят на концерты, восемь одиннадцатиклассников ходят на концерты редко, один — часто. Четверо ходят с другими гимназистами, трое — с друзьями не из ДГ, двое — когда как. Шестеро рассказывают о концертах всегда, трое — иногда. Трое имеют меньше двадцати музыкальных записей, четверо — больше сорока, пятеро — 20—30 записей, трое - 30—40. На вопрос, часто ли одиннадцатиклассники делятся своими записями, двое ответили, что делают это очень часто, восемь человек часто, а пятеро — редко. Двое очень часто, девять человек часто, а остальные — редко берут записи у других. Одиннадцать человек имеют музыкальную атрибутику, остальные не имеют.

При обработке данных социометрического исследования были получены следующие результаты.

  • В девятом классе Гимназии выделяются шестнадцать малых групп, из них в десяти малых группах только по два члена.
  • В десятом классе просматриваются уже только три малых группы, из которых две группы — «пары».
  • В одиннадцатом же классе в социометрической модели пять малых групп, в каждой из которых по два человека.

Сопоставительный анализ результатов социометрического исследования и анкетирования выявил следующие результаты.

В девятом классе отношение к музыке практически не зависит от принадлежности к определенным малым группам. В десятом классе зависимость есть только у одной группы из трех. А в одиннадцатом классе зависимости нет вообще.

Выводы

В результате проделанной работы мы можем сделать следующие выводы.

Наиболее часто слушающим музыку классом является 10 класс.

Наибольшее количество малых групп на момент исследования выявлено в 9 классе.

В ДГ принадлежность к малым группам и принадлежность к музыкальным течениям слабо взаимосвязаны. Это можно объяснить тем, что малые группы в ДГ как в данной социальной общности формируются не на основе музыкальных предпочтений. Однако небольшая зависимость существует вследствие того, что в подростковом возрасте одной из наиболее значимых для человека является музыкальная субкультура, что отмечалось в теоретической части.

Список литературы

  1. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону,1998.
  2. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.
  3. Кон И. С. Психология ранней юности М., 1989.
  4. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. М.-Харьков-Минск-СПб., 2000.

Приложение. Результаты анкетирования учащихся в Донской Гимназии.

Вопрос Варианты ответа Количество ответивших
9 класс 10 класс 11 класс
Как часто вы слушаете музыку? Никогда 2 0 0
Изредка 3 3 2
Часто 0 8 4
Очень часто 6 6 2
Почти все время 7 1 7
Интересуетесь ли вы, что слушает ваш друг? Нет, мне все равно 2 7 3
Да, немного интересуюсь 16 9 12
Для меня это очень важно 0 1 0
Как часто вы обсуждаете музыку и исполнителей в ДГ? Никогда 1 1  
Редко 9 9 4
Часто 5 7 7
Очень часто 3 0 4
Как часто вы посещаете концерты? Никогда 4 5 6
Редко 11 11 8
Часто 3 1 1
С кем вы чаще всего ходите на концерты? С другими гимназистами 2 1 4
С друзьями не из ДГ 4 1 3
Когда как 8 10 2
Рассказываете ли в классе о своих посещениях концертов? Никогда 1 0 0
Иногда 9 6 3
Всегда 4 6 6
Сколько вы имеете записей любимых групп? <20 9 9 3
20—30 5 5 5
30—40 1 2 3
>40 3 1 4
Часто ли у вас просят записи? Никогда 2 2 0
Редко 9 9 5
Часто 7 6 10
Часто ли вы даете свои музыкальные записи другим? Никогда 2 2 0
Редко 6 7 5
Часто 10 8 10
Часто ли вы берете записи у других? Никогда 1 0 0
Редко 6 7 4
Часто 11 10 11
на первую страницу | наверх

© 2002-2011 Разработка сервера: Межвузовский "Физтех-центр". Администратор сайта : admin@researcher.ru
При создании сервера использованы АРП-технологии.

Arp.site