Исследователь Исследователь

Исследователь
  
новости  |  о проекте  |  карта сайта  |  форум  |  подписка на новости
Разделы сайта

Другие материалы
ПРАКТИКА
Версия для печати

Классификатор-определитель икон Богоматери.


Автор: Черкашина Валерия
Научный руководитель: Демин Игорь Святославович

Введение

Богоматерь издавна считается покровительницей и заступницей Русской земли. Культ Богоматери распространился по всей Руси, образ Богоматери был одним из самых почитаемых и любимых народом.

На Руси было создано великое множество икон Богоматери; число икон, почитаемых православной церковью, достигает 700 [9, c.5]. С древнейших времен до наших дней сохранились практически неизменными основные типы изображения Богородицы. Все изображения на иконах Богоматери восходят к небольшому числу прототипов. Иконописцы в своей работе ориентировались либо на нерукотворные образы Богоматери, например Лиддская, самоизобразившаяся, либо на образы, выполненные, по преданию, при жизни Богоматери святым евангелистом Лукой. Основные типы икон пришли на Русь из Византии с принятием христианства.

Позже русские варианты иконографии этих типов получили названия по месту их явления, изображения, прославления.

Огромное число икон, которые, к тому же, созданы разными иконописцами и в разное время, приводит к тому, что определить название конкретной иконы очень сложно даже специалисту, не говоря о простых верующих, которые зачастую не знают, какая именно икона находится у них дома или предстает перед ними в храме.

Основы классификации

В период феодальной раздробленности на Руси появляются разные художественные школы. У школы каждого княжества и у каждого художника есть своя манера исполнения, но сюжеты икон остаются прежними. Однако иконы отличаются друг от друга не манерой исполнения, а присутствием и отсутствием некоторых деталей. Возьмем, например, описание Муромской иконы Богоматери:

«Муромская икона Богоматери. Изображение поясное, Младенец в рост. В левой руке Его — развернутый свиток, правая рука у шеи Матери. Ножки, лежащие на руке Марии, закрыты одеждой, видны только две обнаженные ступни». [2, c.607]

Иногда это детали очень мелкие, но они должны присутствовать (или отсутствовать) во всех изображениях этой иконы; так, например, Касперовская икона отличается от Корсунской иконы Богоматери тем, что Касперовская Богоматерь изображается с загнутым мизинцем, а Корсунская Богоматерь с прямыми пальцами.

Но определение икон осложняется еще и тем, что художники, изображая Богоматерь, вносят некоторые свои детали, как, например, изображение венцов на головах Младенца и Богородицы, ангелов, святых, или сцен жития вокруг иконы. На подобные вещи нельзя полагаться в классификации, так как они непостоянны и на двух изображениях одноименной иконы могут присутствовать или отсутствовать:

В специальной литературе, безусловно, есть основы классификации. Например, в книге «Чудотворные иконы Богоматери» отмечены такие типы икон, как Одигитрия, Панагия Декса, Елеуса, Оранта, Великая Панагия («Знамение»), Панахранта, Агиосоритисса. [9]

С. Алексеев выделяет основные типы: «Умиление» (Елеуса), Путеводительница (Одигитрия) и Молящаяся. Последний тип он подразделяет на подтипы: Оранта, Великая Панагия и «Знамение». Кроме основных типов, он называет также типы Панахранта и Агиосоритисса. [1]

Авторы выделяют также портретные изображения Богоматери (например, «Умиление» Серафимо-Дивеевская) и иконы, не принадлежащие ни к одному из типов. [1, 9]

В упомянутых книгах классификация основывается, прежде всего, на принадлежности к одному историческому типу, на общности происхождения.

И. К. Языкова выделяет четыре типа икон: «Знамение» (Оранта), Одигитрия, «Умиление» и Акафистная. Эта классификация основывается на религиозном содержании изображения, религиозном смысле иконы. [10]

В книге Т. С. Ереминой «Мир русских икон и монастырей» есть краткое описание примерно тридцати шести основных икон, но полной классификации икон нет. [2] В книге А. Косцовой «Сюжеты древнерусских икон» также обозначены основные типы икон, дана их краткая характеристика и обозначены наиболее известные иконы данного типа. [3]

Однако, в большинстве вышеприведенных книг работа с иконами идет следующим образом: зная название иконы, можно примерно определить, к какому типу относится данная икона и узнать ее краткую историю. В книгах обычно приводится название иконы, и описываются особенности ее изображения. Для того, чтобы человек мог определить название иконы по ее изображению, ему пришлось бы просмотреть всю книгу или даже несколько книг, причем и тут возможны ошибки, так как некоторые иконы различаются незначительно.

Для определения названия иконы по изображению нужно сгруппировать иконы не по названиям, а наоборот, по особенностям изображения.

Цель моей работы — составление детальной классификации почитаемых Русской Православной Церковью икон Богоматери по особенностям изображения и разработка на этой основе определителя икон.

Поскольку классификация получается достаточно сложной, а в определенных случаях требуется основываться не только на описании, но и на изображении иконы, для реализации определителя была выбрана гипертекстовая среда, реализуемая на компьютере.

Критерии классификации.

В разработанной классификации, несомненно, использованы основы существующей классификации. Однако не все существующие критерии использованы в моей классификации, например, Панагию Декса я объединила с Одигитрией, так как Панагия Декса отличается от Одигитрии тем, что Одигитрия изображается с Младенцем на левой руке, а Панагия Декса с Младенцем на правой руке Богоматери. Однако эти иконы не отличаются ни названием, ни деталями. Например, икона Богоматери «Неувядаемый цвет» может относиться и первому и ко второму типу, так как на одном изображении этой иконы Младенец находится слева от Богоматери, а на другом справа от Богоматери, но с точки зрения почитания верующими это одна и та же икона.

В первом этапе классификации иконы делятся на пять основных групп, они и определяют всю последующую классификацию: Елеуса (или «Умиление»); Одигитрия, объединенная с Панагией Декса; Панахранта; «Знамение»; наконец, пятая группа объединяет в себя все иконы не входящие в вышеприведенные четыре группы.

Хотя Великая Панагия иногда выделяется в отдельный тип [1, с.18], в моей классификации он объединен со «Знамением», тем более что некоторые исследователи считают «Знамение» лишь русским названием типа Великая Панагия [9, с.6].

Тип Оранта не рассматривается отдельно, а входит в пятую группу, так как на Руси он представлен практически единственной иконой «Нерушимая стена».

В каждой из первых четырех групп иконы связаны между собой типом изображения; например в типе икон «Умиление», изображена Богоматерь с ласкающимся к ней Младенцем Христом, когда голова Богоматери обращена к Младенцу; Богоматерь на иконах типа Одигитрия чуть повернута к Младенцу, Младенец же изображается строго анфас; Панагия Декса — это зеркальное отображение Одигитрии; Панахранта представляет Богоматерь, сидящую на престоле, на коленях у нее Младенец, по обеим сторонам от престола изображаются ангелы либо особо почитаемые святые; Богоматерь на иконах типа «Знамение» изображается с поднятыми руками и Младенцем на Ее лоне; в пятом же типе объединены все оставшиеся иконы.

Тип Одигитрия самый крупный. Считается, что именно из него в течение времени выделились типы Панахранта, «Умиление» и Панагия Декса.

Одним из самых важных критериев дальнейшей классификации является поза Младенца. Этот критерий определяет ход классификации в таких крупных типах, как Одигитрия, «Умиление». Этот признак сразу же заметен, легок в определении, понятен. На него сразу же обращается внимание, а самое главное, что этот признак совершенно постоянен, то есть на разных изображениях одной иконы не будет различий в том стоит Младенец или сидит. Это очень удобно для определения и классификации.

Критерии классификации внутри каждого типа могут быть различны:

Одигитрия (Панагия Декса): Тут на первом же этапе моей классификации мы определяем, изображен ли Младенец сидящим, стоящим, полулежащим или он лежит. Деление получается неравномерным, однако очень значимым. Самые многочисленные из них, это иконы, на которых Младенец изображен сидящим. Затем идут иконы, на которых Младенец стоит (или не видно, стоит Младенец, или он сидит), потом иконы, на которых Младенец изображен полулежа, и, наконец, одна-единственная Балыкинская икона, на которой Младенец лежит.

«Умиление»: В этом типе мы определяем позу Младенца сразу после отделения подтипа «Взыграние» (это иконы, на которых Младенец изображен игриво касающимся щеки или подбородка Матери). Здесь так же определяется, стоит ли Младенец, или он сидит, или же не видно, сидит Младенец или стоит. В иконах подтипа «Взыграние» мы тоже определяем позу Младенца. Так, например, отличается Муромская икона Богоматери от Ярославской и Любятовской. На Муромской иконе Младенец изображен полулежа, а на Любятовской и Ярославской — нет.

Так же важным параметром в определении икон, хотя он идет на большей глубине классификации, чем поза Младенца, является положение ног Младенца. Этот признак также постоянен и легко заметен. Он используется в типах Одигитрия и «Умиление».

Одигитрия: Тут расположение ног младенца, а именно, согнута ли одна нога Младенца под 90 градусов, а другая Его нога прямо, или обе ноги расположены одинаково, делит иконы с изображением сидящего Младенца со свитком в руке на две достаточно большие группы. В отдельных случаях упоминается, повернута ли одна нога Младенца ступней к зрителю, или пальцами ног к зрителю. Есть и такие выделяющиеся позы ног Младенца, как такая, когда одна нога Младенца стоит на другой Его ноге, как на Шуйской (Смоленской) иконе Богоматери.

«Умиление»: Там уже на третьей ступени классификации (то есть очень близко) определяется положение ног Младенца. В отдельной подгруппе «Умиления» — «Взыгрании» — определение, повернута ли одна нога Младенца ступней к зрителю, или нет, разделяет вторую ступень классификации на две равные части, что, естественно, очень сильно влияет на дальнейший ход классификации.

Следующий параметр классификации определяется тем, насколько закрыты ноги Младенца, то есть, открыты ли они по колени или закрыты по лодыжки. Этот параметр играет роль в классификации икон типа Одигитрия, но в значительно меньшей степени, чем в «Умилении». В классификации икон Одигитрии этот параметр часто определяет иконы, но не делит их на какие — либо значимые группы. В «Умилении» же этот параметр занимает вторую ступень в классификации икон после определения позы Младенца и разделяет на две части как иконы «Умиления», на которых Младенец изображен стоящим, так и иконы «Умиления», на которых Младенец изображен сидящим.

Предметы в руках Младенца сильно влияют на ход классификации икон типа Одигитрия. Они делят иконы изображающие сидящего Младенца на четыре крупные и примерно равные группы. В первой Младенец изображен со свитком в руке; во второй Младенец изображен с книгой в руках; в третьей Младенец изображен с символами царской власти; и в четвертой Младенец изображен без свитка, книги и без символов царской власти. Так же некоторые предметы, присущие только одной иконе, часто определяют ее. В классификации икон типа «Умиление» предметы в руках Младенца не играют такой значительной роли, как в классификации икон типа Одигитрия, и достаточно редко определяют даже отдельные иконы.

Изображение Богоматери играет не такую большую роль в классификации икон Богоматери в типах Одигитрия и «Умиление», где только несколько раз мы смотрим на то, изображена ли Богоматерь в полный рост, или это поясное изображение, так как в полный рост и стоя Богоматерь изображается достаточно редко; впрочем, это невозможно не отметить, так как это достаточно явный и постоянный признак.

Мельчайшие детали иконы так же помогают при определении ее. В основном это различия между двумя очень похожими иконами. Яркий пример тому — уже приводившееся сходство Касперовской и Корсунской иконы Богоматери.

Каждая икона имеет свои особенности, которые отличают ее от других, что, конечно, обязательно используется в классификации.

Есть такие признаки, по которым, на первый взгляд, можно легко расклассифицировать иконы Богоматери. Это, например, венцы на головах Богоматери и Младенца, присутствие ангелов на иконе и другое. Однако на эти вещи нельзя опираться в процессе классификации, так как они совершенно непостоянны, изменчивы. Если они есть на одном изображении иконы, то совершенно не обязательно, что они будут присутствовать на других изображениях иконы. Бывает так, что даже, казалось бы, такой постоянный признак, как то, что Богоматерь, изображенная на иконе Оковецкая, или Ржевская, закрывает своим мафорием ноги младенца, оказывается непригодным, так как на одном из списков этой иконы это не так. Определяя икону, нельзя полагаться только на единственное ее изображение. Так же при классификации икон нужно обращать внимание только на внутреннее, центральное изображение. Так, например, на одном изображении иконы «Нечаянная радость» вокруг иконы изображены еще около ста более мелких икон Богоматери, а на другом вокруг иконы нет ничего, однако и то и другое - это одна и та же икона «Нечаянная радость».

Совершенно отдельно рассматриваются иконы, не принадлежащие ни к типу Одигитрия, ни к типу «Умиление», ни к типу «Знамение», ни к типу Панахранта и в классификации упоминаются как «Другие». Они делятся на иконы, изображающие сюжеты двунадесятых праздников, портретные изображения Богоматери и отдельно Боголюбские иконы.

Существуют и совершенно идентичные иконы, они отличаются друг от друга только манерой исполнения, то есть цветами и особенностями исполнения каждой школы и каждого иконописца.

Заключение

Таким образом, были рассмотрены 167 икон Богоматери и составлена их классификация. Из них 80 икон принадлежат к типу Одигитрия, 30 принадлежат к типу «Умиление», 6 — к типу «Знамение», 9 — к типу Панахранта, 42 не относятся ни к какому типу и обозначаются в классификации как «другие»

В ходе проведенной работы создан определитель икон Богоматери. Глядя на изображение иконы Богоматери, и пользуясь этой системой, можно определить любую из включенных в классификацию икон. Работа с системой происходит таким образом, что вы, отвечая на вопросы, предложенные системой, приходите к названию этой иконы и ее изображению.

Из икон одного крупного типа (такого как «Умиление», «Знамение» и др.) выделяется несколько более мелких подтипов, потом берется один из этих подтипов, еще раз дробится, и так далее, пока пользователь не приходит к одной иконе. Некоторые изображения Богоматери все-таки отличаются друг от друга только манерой исполнения, для определения таких икон и для обнаружения ошибки в систему введены изображения икон. Также в системе предусмотрен словарь для объяснения непонятных терминов и уточнений.

Конечно, определитель не охватывает абсолютно все иконы Божией Матери, почитаемые на Руси. Однако основные из них вошли в классификацию. Кроме того, определитель можно расширять, внося в него новые иконы и их типы.

Список литературы

  1. Алексеев С. Образ, воплотивший слово. Основы иконознания. СПб., Сатисъ, 1997.
  2. Еремина Т. С. Мир русских икон и монастырей. М.: Наука, 1998.
  3. Косцова А. Сюжеты древнерусских икон. СПб.: Искусство-СПб, 1992.
  4. Лидов А. М., Сидоренко Т. В. Чудотворный образ икон Богоматери в Третьяковской галерее. М.: Радуница, 1999.
  5. Масленицын С. И. Живопись Владимиро-Суздальской Руси. 1157—1238 годы. М.: Изобразительное искусство, 1998.
  6. Русские иконы XII-XIX. М.: Искусство, 1988.
  7. Русский музей. Иконы. М.: Галарт, 1997.
  8. Филатов В. В. Краткий иконописный словарь. М.: Просвещение, 1996.
  9. Чудотворные иконы Богоматери. М., 1993
  10. Языкова И. К. Богословие иконы. М., 1995.
на первую страницу | наверх

© 2002-2011 Разработка сервера: Межвузовский "Физтех-центр". Администратор сайта : admin@researcher.ru
При создании сервера использованы АРП-технологии.

Arp.site