Исследователь Исследователь

Исследователь
  
новости  |  о проекте  |  карта сайта  |  форум  |  подписка на новости
Разделы сайта

Другие материалы
ПРАКТИКА
Версия для печати

Влияние социально-психологической среды школы на изменение сферы интересов подростков.


Автор: Неудачина Надежда
Научный руководитель: Обухов Алескей Сергеевич

Введение

Подростки в старших классах определяют для себя, куда они собираются поступать, чему хотят посвятить свою жизнь и в связи с этим стараются воспринять огромный объем информации, соответствующей их интересам, склонностям. Подросток довольно много времени проводит в школе, и направленность, цели школьного коллектива безусловно оказывают влияние на сферу его интересов. Находясь в группе, человек испытывает влияние с ее стороны, что может отражаться на его дальнейших интересах. Мы пытались узнать, какое влияние оказывает именно школьный коллектив на развитие интересов личности.

Проблемой нашего исследования стал вопрос, в какой мере зависит сфера интересов подростков от школьной среды. Таким образом, целью нашей работы является выявление зависимости сферы интересов в подростковом возрасте от школьной среды. Для достижения поставленной цели нам необходимо было решить следующие задачи:

  1. Обосновать теоретические позиции исследования (обзор литературы).
  2. Выбрать методы исследования и создать методики.
  3. Провести исследование и обработать полученные данные.
  4. Сделать анализ проведенного исследования.

Исследование проводилось среди 9 и 10 классов Донской гимназии, уникальность которой определяется тем, что в 9 классе формируется новый коллектив, в котором создается новая социальная среда для подростков. При проведении исследования мы использовали метод анкетирования и методику незаконченных предложений.

Рабочая гипотеза нашего исследования: изменение сферы интересов в школьной среде зависит от самоопределения личности в этой среде.

Теоретическая часть

Термин «интерес» психологи определяют по-разному, хотя общий смысл остается неизменным. В Психологическом словаре дается следующее определение: «Интерес-это мотив или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности. Интерес тесно связан с собственно человеческим уровнем освоения действительности в форме знаний. Интересы классифицируются по содержанию, широте предметного содержания, по глубине, устойчивости, силе, длительности» [1]. В нашей работе мы рассматриваем интерес как избирательную направленность личности на определенную область познания или деятельности. Главным показателем выраженности интереса является стремление к длительному занятию определенным видом деятельности. Как правило, с возрастом интересы становятся более стабильными, концентрируются в определенных областях деятельности [5].

Л. С. Выготский пишет: «Интерес мы понимаем как внутреннее влечение, направляющее наши силы к исследованию предмета. Социальная среда, как совокупность человеческих отношений, является едва ли не самым гибким средством воспитания»[2]. Так как подросток много времени находится в школе, то ее социальная среда сильно влияет на его развитие.

«Социальная микросфера всегда влияет на складывающуюся у включенных в эту среду людей картину мира, на их эмоциональный настрой и на направленность их поведенческой активности. Человек, как правило, тяготеет к тем общностям, которые своими ценностными ориентациями, своей деятельностью отвечают его потребностям, интересам, склонностям» [3].

В труде С. Л. Рубинштейна «Основы общей психологии» говорится: «Помимо предметов, необходимых для существования человека, в которых он испытывает потребность, имеются и другие, наличие которых не испытываясь субъективно как потребность, представляет для человека интерес. Сами потребности и интересы личности возникают и развиваются из взаимоотношений человека с окружающим его миром; развитие и перестройка уже имеющихся потребностей и интересов сочетаются с появлением новых. Человек сталкивается с все новыми предметами и сторонами действительности» [4].

«Слово „интерес“ многозначно. Можно заинтересоваться чем-нибудь и быть заинтересованным в чем-нибудь. Интерес — тенденция или направленность личности, заключающаяся в сосредоточении ее помыслов на определенном предмете. Интересы являются специфическими мотивами культурной и познавательной деятельности человека. Являясь выражением общей направленности личности, интерес охватывает все психические процессы — восприятия, памяти, мышления; он вместе с тем и активизирует деятельность личности» [4].

Интересы различаются прежде всего по содержанию, оно более всего определяет их общественную ценность. (У одного интересы направлены на науку или искусство, у другого — на моду, коллекционирование марок). В интересе к тому или иному объекту различают непосредственный и опосредованный интерес. Можно говорить о наличии непосредственного интереса, когда учащийся интересуется самой учебой, изучаемым предметом, когда им руководит стремление к знанию. Об опосредованном интересе можно говорить, когда тот направлен не на знание как таковое, а на что-либо с ним связанное, например, на преимущества, которые может дать образовательный ценз.

Интересы могут различаться по уровням оформленности. Аморфный уровень выражается в разлитом, не дифференцированном интересе ко всему вообще и ни к чему в частности.

С охватом интересов связано их распределение. У одних интерес целиком сосредоточен на одном предмете или узко ограниченной области. У других имеются два или несколько центров, вокруг которых группируются их интересы. Возможно и такое положение, при котором интересы, достаточно широкие и многосторонние, сконцентрированы в одной области.

Различные охват и распределение интересов сочетаются с той или иной их силой и активностью. В одних случаях интерес может выражаться лишь в некоторой предпочтительной направленности. В других случаях интерес может быть настолько силен, что активно ищет себе удовлетворения. Известно немало примеров (М. В. Ломоносов, А. М. Горький), когда интерес к науке или искусству у людей, живущих в условиях, в которых он не мог быть удовлетворен, был настолько велик, что они перестраивали свою жизнь и шли на величайшие жертвы, лишь бы этот интерес удовлетворить.

В первом случае можно сказать о пассивном, во втором — об активном интересе. Сила интереса часто, хотя не обязательно, сочетается с его устойчивостью. Устойчивость же интереса выражается в длительности, в течение которой он сохраняет свою силу: время служит количественной мерой устойчивости интереса.

При этом интересы, обычно связанные между собой в динамические системы, различаются по глубине, поскольку среди них всегда имеются основные, более общие и более частные. Более общий интерес является и более устойчивым [4].

Интерес может вызвать все, что так или иначе связано с чувством, со сферой человеческих эмоций. Интересы являются и предпосылкой обучения и его результатом. Обучение опирается на интересы, и оно же их формирует.

С. Л. Рубинштейн пишет: «Самым существенным в развитии интересов подростка являются: 1. начало установления круга интересов, объединенных в небольшое число между собою связанных систем, обретающих устойчивость. 2. переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее. 3. одновременное появление интереса к практическому применению приобретенных знаний. 4. рост интереса к психическим переживаниям других людей и особенно своим собственным. 5. начинающаяся дифференциация и специализация интересов.

Направленность интересов на определенную сферу деятельности, профессию — технику, литературу, искусство и т. д. совершается под влиянием всей системы условий, в которой развивается подросток.

Из интересов, формирующихся в подростковом возрасте, большое значение имеют те, которые играют существенную роль при выборе профессии и определении дальнейшего жизненного пути человека«[4].

Практическая часть

Исследование проведено в 9 и 10 классах Донской Гимназии. Анкетирование проводилось 18 января 2000г. В 9 классе опрошено 20 человек, в 10 — 17 человек.

Опрашиваемым было предложено 18 вопросов открытого и закрытого типа, также в анкете находились незаконченные предложения.

Так как проблемой нашего исследования является то, в какой мере сфера интересов подростков зависит от школьной среды, то важно знать, какие интересы были у них до поступления в ДГ.

По ответам, предъявленным на первый вопрос, можно судить, какие интересы преобладали у учеников до поступления в ДГ. В 9 классе 6 мальчиков увлекались занятиями спортом, 3 — компьютером, 3 — любили слушать музыку. У девушек преобладали занятия музыкой — 6 человек и рисованием — 3 человека. Также писали о таких интересах, как занятия астрономией, керамикой, рыбалка, животные.

В 10 классе у мальчиков в ответах преобладали занятия спортом — 5 человек, компьютером — 4 человека, у девушек это чтение -3 человека, общение - 2 человека, походы — 2 человека.

Также писали о таких интересах как ювелирное дело, занятия фотографией, бисероплетением, общение с детьми.

Таким образом, нельзя сказать, что в ДГ приходят подростки со схожими и сильно пересекающимися интересами. Исходя из полученных данных, в 9 и 10 классах можно объединить только мальчиков по их интересам к спорту и компьютерам.

81% опрошенных в обоих классах считают, что в прошлой школе у них оставалось много времени для реализации их интересов. Это говорит о том, что много времени тратилось на занятия, не имеющие отношения к школе.

Девятиклассники решили поступать в ДГ по следующим причинам: 60% просто понравилась ДГ, 15% надоела старая школа, перед 10% стоял выбор между двумя школами.

36% опрошенных 10 класса пишут, что не помнят или не знают, почему решили поступать в ДГ, 30% не устраивала старая школа, 18% ответили, что у них здесь учились родственники.

Можно сказать, что ДГ своим психологическим климатом, характером деятельности, особенностью коллектива отвечала потребностям и интересам поступавших.

В 9 классе 55% опрошенных ответили, что ДГ нравится им отношениями между учениками и учителями, 35% она нравится походами, 25% нравится уровень образования, 25% пишут, что им в ДГ нравится все.

В 10 классе походы привлекают 54%, 42% — много друзей и общение с ними, 36% — отношения между учителями и учениками.

По этим наиболее часто встречающимся ответам можно сказать, что ДГ соответствует интересам учеников именно походами, коллективом и уровнем образования. То есть то, что привлекает учеников в ДГ и соответствует их актуальным интересам. Можно выделить точки соприкосновения интересов учеников с тем, что они получают от ДГ. В 10 классе многие написали, что в ДГ им нравятся друзья и общение с ними, а в 9 классе такой ответ практически не встречался. Можно предположить, что в 9 классе на момент опроса не возникло сильной устойчивой сплоченности коллектива, поэтому они сильно не выделяют наличие друзей в ДГ.

Важно мнение самих учеников о том, интересы какого характера и направления преобладают в среде школы. 25% учащихся 9 класса ответили, что в ДГ преобладают творческие интересы, 20% — туристические интересы, 20% - образование.

В 10 классе 42% назвали преобладающие интересы научно-походными, 30% считают, что в ДГ разные интересы, 12% затруднились ответить. Реже встречались ответы о том, что в ДГ преобладают музыкальные, компьютерные, гуманитарные интересы.

На вопрос о том, изменились ли интересы учащихся за время пребывания в ДГ, 40% 9 класса считают, что у них не изменились интересы, 35% - изменились, 25% — немного изменились. В 10 классе 76% опрошенных считают, что их интересы изменились, 24% — не изменились. Потребности и интересы личности возникают и развиваются из взаимоотношений человека с окружающим его миром. Развитие и перестройка потребностей и интересов сочетаются с появлением новых.

По данным, полученным в 9 классе о том, какие интересы были у них до ДГ, можно судить, что в их интересы не входили такие, как походы, образование, наука, общение с друзьями. А преобладающими интересами в среде Донской Гимназии как раз являются походы, образование, наука. Следовательно, нельзя сказать, что у девятиклассников уже была сфера интересов, совпадающая со сферой интересов ДГ, когда они поступали в ДГ. Из этого можно сделать вывод, что они просто еще недолго проучились в Гимназии, и она не успела также сильно повлиять на сферу их интересов, как в 10 классе.

Ответы учеников показывают, как конкретно изменились их интересы после поступления в Гимназию. В 9 классе сложно выделить какие-тообщие закономерности в изменении сферы интересов, но можно отметить, что 6 девушек заинтересовались походами и путешествиями, 3 — театром; 5 мальчиков стали больше интересоваться музыкой. Обо всем классе можно сказать, что у 15% появилось желание учиться. Все девятиклассники, у которых появились новые интересы, считают, что они возникли у них благодаря ДГ и ее коллективу.

В 10 классе 30% опрошенных пишут, что у них возник интерес к поездкам, 24% — к учебе, 24% считают, что у них не возникло новых интересов. 54% опрошенных из тех, у кого возникли новые интересы, считают, что они появились благодаря ДГ. Как уже отмечалось, в Гимназии преобладают такие интересы как учеба, наука, походы; отсюда и возникли новые интересы в основном в этих направлениях. Очевидно, что именно среда ДГ оказывает влияние на эти изменения.

Одним из факторов, влияющих на выбор направления дальнейшего обучения, являются интересы, поэтому мы выяснили, как повлияла ДГ на этот выбор. В 9 классе считают, что ДГ не повлияла на выбор вуза 65%, повлияла - 20%, 15% затруднились ответить. В 10 классе ДГ повлияла на выбор 64%, 30% — не повлияла, 6% затруднились ответить. Из интересов, формирующихся в подростковом возрасте, большое значение имеют те, которые играют существенную роль при выборе профессии и определении дальнейшего жизненного пути человека.

Можно дать статистическую оценку наиболее распространенных интересов среди опрошенных учащихся. У девятиклассников очень разнообразные интересы, которые сложно объединить, но выделяются 35% интересующихся походами, 15% — спортом. Также пишут о таких интересах как театр, музыка, компьютер, танцы, рисование, прогулки.

В 10 классе среди общих интересов можно выделить спорт — 42%, поездки — 36%, общение — 30%.

На вопрос о том, какие интересы помогает реализовать ДГ 30% девятиклассников ответили — туризм, 20% — все интересы, 15% — учеба. В 10 классе 42% — поездки, 18% — общение, 18% — все интересы, 12% — никаких. Реально ответы на этот вопрос показывают, какие интересы опрошенных сочетаются с интересами остального коллектива ДГ. Человек тяготеет к тем общностям, которые своими ценностными ориентациями, своей деятельностью отвечают его интересам, склонностям.

По мнению 9 класса ДГ мешает им реализовать такие интересы как занятия спортом — 30%, никаких — 55%. Десятиклассники считают, что Гимназия мешает реализовать занятия спортом — 30%, чтение — 24%, никаких — 30%. Исходя из этих данных можно сказать, что ученикам не хватает времени в основном для занятий спортом, так как в самой Гимназии времени для спорта практически не выделяется.

Довольно часто встречались ответы о том, что учащимся интересен и сам процесс обучения, и у них есть желание учиться. Поэтому мы рассматривали, какие из предметов наиболее интересны для учащихся. В 9 классе особенно интересна история 65%, биология — 50%, английский язык — 30%, литература — 30%.

В 10 классе 48% опрошенных интересна история, 42% — биология, 24% - английский язык. Интересные для учащихся школьные предметы совпадают, это может говорить о том, что наиболее важно для учеников то, как преподают учителя по истории, биологии и английскому языку, а не совпадение предмета со сферой своих интересов. То есть ведущую роль играет личность учителя. Важно узнать, насколько считают сами себя учащиеся принадлежащими коллективу ДГ. Если большинство образует единый коллектив, то и влияние социальной среды на каждого в отдельности в этом коллективе сильнее. 65% девятиклассников считают, что у них хорошие отношения с коллективом ДГ, у 30% — нормальные. Полноценными членами ДГ себя считают 70%, 30% ответили, что не знают.

У 88% десятиклассников хорошие отношения с коллективом ДГ, у 12% - нормальные. 88% считают себя полноценными членами Гимназии, 12% затруднились ответить.

Большинство опрошенных считают, что являются полноценными членами ДГ, в которой между ними преобладают хорошие отношения.

К таким событиям в ДГ, как поездки, считают себя причастными 35% 9 класса, 30% считают, что причастны ко всем событиям, 10% — к театру. В 10 классе 48% причастны ко всем событиям, 24% — к поездкам, 18% — к учебе.

Самооценка учеников об их положении в Гимназии говорит о том, что важную роль при постепенном вхождении учащихся в коллектив сыграла именно социально-психологическая среда ДГ.

Самыми показательными явились результаты, что 85% 9 класса считают, что ДГ оказывает на них сильное влияние, на 10% — не очень сильное, на 5% — не оказывает. В10 классе на 94% ДГ оказывает сильное влияние, на 6% — нет.

Выводы

При обработке анкет видно, что на многие вопросы распространенные варианты ответов в 9 классе отличаются от распространенных ответов десятиклассников. При этом внутри каждого класса легко выделяются основные ответы.

Вот выводы по обоим классам:

  • Поступать в ДГ приходят подростки, у которых нельзя выделить схожих и сильно пересекающихся устойчивых интересов.
  • Поступают в ДГ, потому что считают ее среду лучше, чем в старых школах, она отвечает потребностям и интересам поступающих своим психологическим климатом, характером деятельности и коллективом.
  • Учась в ДГ, ученики считают, что она соответствует их интересам походами, коллективом и уровнем образования.
  • Сферы интересов опрошенных учащихся менялись, новые интересы возникали благодаря Гимназии и ее коллективу.
  • Большинство учеников активно включены в коллектив и деятельность Донской гимназии.
  • Практически все опрошенные считают, что ДГ оказывает на них сильное влияние, а, следовательно, и на сферы их интересов.

В начале исследования мы предполагали, что изменение сферы интересов подростков зависит от самоопределения личности в школьной среде.

Действительно, мы увидели, что те ученики, которые считают себя полноценными членами коллектива, испытывают его сильное влияние, их сфера интересов изменяется благодаря групповому воздействию и социально-психологической среде. Не испытывают влияния те несколько человек, которые не включились во всю группу.

Список литературы.

  1. Психологический словарь. Под редакцией: Давыдов В. В., Зинченко В. П. и др. М., 1996.
  2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996.
  3. Бодалев А. А. Психология общения. М.- Воронеж, 1996.
  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.
  5. Рабочая книга школьного психолога. Под редакцией Дубровиной И. В. М

Приложение

Приложение № 1.

Соотношение осознания изменения интересов в 9 и 10 классах ДГ
Изменились ли твои интересы за время пребывания в ДГ? 9 класс.
Да 37%
Нет 37%
Немного 26%
Изменились ли твои интересы за время пребывания в ДГ? 10 класс.
Да 65%
Нет 23%
Немного 12%

Приложение № 2

Осознание гимназистами степени собственной включенности в ДГ
Считаешь ли ты, что являешься полноценным членом ДГ?
Да 76%
Не знаю 24%
Считаешь ли ты, что ДГ оказывает на тебя сильное влияние?
Да 92%
Нет 8%
на первую страницу | наверх

© 2002-2011 Разработка сервера: Межвузовский "Физтех-центр". Администратор сайта : admin@researcher.ru
При создании сервера использованы АРП-технологии.

Arp.site