Исследователь Исследователь

Исследователь
  
новости  |  о проекте  |  карта сайта  |  форум  |  подписка на новости
Разделы сайта

Другие материалы
ПРАКТИКА
Версия для печати

Проблема образца в древнерусской архитектуре на примере трех Успенских соборов.


Автор: Рыбальченко Мария
Научный руководитель: Самойлова Татьяна Евгеньевна

Проблема «образца» — одна из самых важных в искусстве средневековья, так как следование различным источникам, имеющим большое значение в идеологическом смысле, изначально пронизывает сам метод средневекового творчества 1 . В нашей работе под словом образец мы будем подразумевать конкретное сооружение, на которое заказчик сознательно ориентирует зодчего при создании нового архитектурного объекта. Предметом данного исследования будут три Успенских собора Руси-Успенский собор во Владимире(XIIв.), У. с. в Москве(XVв.) и У. с. Троице- Сергиевой Лавры(XVIв.), а проблемой — динамика изменения их фасадов по отношению к образцу. Целью работы будет выяснить, какое значение имел образец в древнерусской архитектуре. Выбор именно этих соборов обусловлен их особым положением в истории Руси, что мы можем увидеть из дальнейшего хода работы.

Культ Богородицы занимал огромное место в жизни древней Руси, следовательно, и храмы, посвященные этому, занимали одну из главнейших позиций в культуре государства. В основе всех Успенских храмов лежит один и тот же архитектурный образец. Исключительную роль в этом сыграли легенды связанные с Успением, сформировавшиеся главным образом в императорском Влахернском монастыре Константинополя2. Расскажем, чем вызвано особое почитание русскими Богоматери, её Успения и риз. Под 866 г. в «Повести временных лет» рассказывается о поражении под Константинополем русских дружин. «Император Константинополя молился всю ночь во Влахернском храме перед сражением, а затем из него с песнопениями вынесли ризу Богородицы и омочили её в море. После этого случилась буря и разбила корабли русских. Они тогда осознали силу Бога христиан и уверовали в него». Наказание Божье, с точки зрения человека Средневековья, — это знак особой заботы Бога о наказываемом. Наказывались русские язычники, победа же над ними греков-христиан была победой правоверных над неверными. Таким образом, объясняется одна из причин почитания русскими Успения Богородицы.

Основание одного из древнейших русских храмов — Успенского собора в Киево-Печерском монастыре(1073—1078гг.) также связано с легендами3. «Святая Богородица явилась иноку Симону (Шимону) и показала храм. Храм тот был велик и прекрасен. И Богоматерь повелела построить сей собор на земле русской. Будущий епископ владимирский Симон и мастера русские построили тот храм в точности как видел он». Таким образом объясняется божественное происхождение первого Успенского собора и то, почему на Руси получила развитие традиция строительства Успенских храмов.

Огромнейшее значение в истории Руси играл Владимирский Успенский собор, который был построен в XII в.(1158—1160гг.). Храм, воздвигнутый на земле, которую указала икона Богородицы, а также по образу священного первого Успенского храма — всё это было особенно важно для разума средневекового человека. Это время приходилось на правление Андрея Боголюбского(1157—1174гг.). То была эпоха, когда князь перенес столицу своего княжества из Ростова во Владимир и претендовал на престол Киева. Существенную роль в политике Боголюбского играла церковь. Дабы показать независимость от Киева, он стремился добиться свободы владимирской епархии от киевского митрополита. В этот период все построенные им храмы посвящены Богородице. Перед архитектурой ставятся две задачи: создать во Владимире архитектурный ансамбль, затмевавший архитектуру Киева и прославить в камне развитый культ Богородицы-покровительницы Владимира. Культу Богородицы придается «народный» характер (церковными деятелями сочиняется множество легенд о чудесах Богоматери и распространяется среди людей). Главной постройкой этого времени был Успенский собор, который задумывался, как владимирский церковный центр.

Первоначально это был шестистолпный городской собор, следовавший канонической схеме Печерского храма. Внешний вид храма был далек от суровой простоты, например, храмов времени Юрия Долгорукого. Место плоских лопаток заняли сложные пилястры с полуколонной, увенчанной пышной лиственной капителью. Важнейшим же новшеством архитектурной декорации было введение в её систему резного камня в виде женских масок, символизирующих посвящение Богоматери, и павлинов (в средних закомарах). Широкое применение в фасадной декорации собора нашла позолота (при реставрационных работах прошлого века были обнаружены следы оковки золоченой медью простенков между окнами барабана).

Закладывая собор, князь Андрей снабдил его богатым имуществом; он дал церкви Богородицы «много именья, и свободы купленыя и с даньми, и десятины в стадех своих, и торг десятый». Этим князь как бы подчеркивал значение нового храма, подобного Десятинной церкви Владимира Святославича. По-видимому, мысль о том, что князь Андрей является продолжателем основателя Киевской державы — князя Владимира, была распространена в то времени. Она, как мы уже видим, отразилась и в архитектурном творчестве третьей четверти XII века.

Храм сильно пострадал во время городского пожара 1185 года и в 1185—1189 годах подвергся капитальной перестройке. Зодчие князя Всеволода обстроили храм с трёх сторон широкими галереями и, разрушив старые алтарные апсиды, пристроили новую, более обширную алтарную часть. Таким образом, собор оказался как бы в гигантском футляре новых обстроек. Его наружные стены, прорезанные арочными пролётами, превратились фактически в арочные столбы большого пятинефного всеволодовского храма и были связаны арочными перемычками с внешними стенами последнего. Однако сохранившиеся части андреевского собора всё же дают достаточное основание для его вероятной реконструкции.

Так, восстановление погоревшего собора не ограничивалось его укреплением и починкой. Храм, как говорилось выше, был обнесён с трёх сторон новыми стенами и получил расширенную алтарную часть, превратившись на первый взгляд в новый пятинефный собор. Пространство галерей было достаточно органично соединено с интерьером андреевского собора при помощи больших и малых арочных проёмов в его стенах, тем не менее, стены галерей ослабили освещение, и потому на солнечном, южном фасаде всеволодова храма было сделано два ряда окон. Всеволодовы обстройки были несколько ниже стен старого собора, закомары которого поднимались со сводами галерей. Силуэт храма приобретает ступенчатость, отдаленно напоминавшую характерный ступенчатый силуэт киевской Софии. Его монументальность и статичность были усилены постановкой на углах галерей четырех глав, образовавших строгое и уравновешенное пятиглавие верха. Храм приобрел те качества, монументальность и торжественность, которые требовались от него изначально поставленной задачей [5].

Московское государство считало себя наследником Владимиро-Суздальских княжеств, Владимир, в свою очередь был наследником Киева. Московское княжество стало заметно расти и занимать все более весомое место. Его усиление в ХII-XIV веках естественно сопровождалось развитием его архитектуры. Естественно, что новая политическая обстановка ставила перед строителями совершенно новые задачи. Нужно было построить в Москве значительные сооружения, которые бы подчеркивали роль возросшего государства. Весь масштаб и размах строительства должны были стать иными.

К концу XV века в Москве существовали опытные кадры зодчих, также правительство Ивана III начало приглашать архитекторов из Италии, имевшей в то время ведущее место в Европе в области архитектуры. Одно из первых мест среди итальянских мастеров занимал в то время Аристотель Фиораванти, и поэтому именно ему доверили возводить новый Успенский собор.

Фиораванти приехал в Москву в 1475 году. К этому времени в столице существовали свои, давно уже сформировавшиеся архитектурные традиции и вкусы. Естественно, что итальянцу не позволили строить подобно тому, как он привык строить у себя на родине. Ему были даны точные указания: поехать во Владимир, осмотреть там Успенский собор и затем построить собор в Московском Кремле по образцу владимирского. Московские государи считали себя прямыми наследниками владимирских великих князей, и связь с традициями владимиро-суздальской архитектуры была определенной идеологической установкой. Фиораванти точно выполнил это задание. Построенный им Успенский собор действительно во многом повторяет владимирский образец (например, пятиглавие, или членение стен основного объёма сильно выступающих лопаток на прясла — характерно для русского церковного строительства).

Успенский собор в Москве, как и владимирский, представляет собой шестистолпное здание, увенчанное пятью главами. Фасады его завершаются закомарами, а на середине высоты стен проходит аркатурно-колончатый пояс. При строительстве собора Фиораванти широко использовал не только камень, но и кирпич, однако фасады целиком облицованы тесаными каменными плитами; даже фактурой своего фасада здание должно было походить на заданный образец. Но Фиораванти не механически копировал владимирский Успенский собор и не слепо заимствовал элементы владимиро-суздальской архитектуры. Он творчески соединил наиболее существенные древнерусские формы со своим, ренессансным пониманием архитектурного пространства. Все древнерусские храмы имели средний неф более широкий, чем боковые, Фиораванти же придал всем трём нефам одинаковую ширину, при этом внутренние столбы расставлены так, что все членения имеют в плане квадратную форму. Благодаря этому и на фасадах все членения также оказываются равными друг другу. А так как ширина отдельных членений фасадов определяет размер и высоту закомар, в итоге образовалась строгая ритмическая система фасадов с закомарами, имеющими совершенно одинаковую высоту. При этом собор имеет очень четкую и законченную форму, а фасады его плоскостны. Ради достижения плоскостности восточного фасада Фиораванти пришлось поместить здесь не три, а пять апсид, имеющих очень малый выступ от плоскости фасада. По мнению некоторых ученых, Успенский собор производит впечатление ренессансного дворца — это достаточно преувеличено, но, действительно, храм имеет черты итальянского зодчества, такие как: зальный тип храма, или, в оформлении фасада, сильно вынесенные лопатки и др. Это прекрасно понял летописец, говоря, что Успенский собор построен «полатным» образом [3, с.42].

Успенский собор в Московском Кремле представляет собой выдающийся памятник, в котором можно видеть сочетание лучших черт древнерусской архитектуры с достижениями итальянского зодчества. Именно поэтому Успенский собор оказал в дальнейшем огромное влияние на развитие русской архитектуры.

Копирование московского собора Успения Богородицы традиционно отмечается исследователями как характерная черта архитектуры XVI века [4, с.3]. Такие сооружения, как Успенский собор в Ростове, Софийский собор в Вологде, собор Новодевичьего монастыря, были аналогами своего великого образца. Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры, последний объект нашего исследования, был также построен по подобию главного собора Московского Кремля.

По заказу Ивана Грозного на территории Троице-Сергиева монастыря в 1559 году началось строительство нового пятиглавого собора, получившего название Успенского и повторявшего формы одноименного главного храма Московского Кремля. Он должен был гармонично завершить силуэт всего монастыря. Сооружение собора затянулось на 26 лет, так как в самый разгар работ случился пожар.

Нужно заметить, что зодчие, строившие данный храм, увеличили размер сооружения, как Аристотель Фиораванти увеличил московский Успенский собор по сравнению с владимирским.

Облик Успенского собора полон величавой торжественности и отличается строгим лаконизмом своих форм. Мощный, почти кубический объём шестистолпного храма со слабо выступающими апсидами увенчан пятью тесно поставленными главами. Плоскости стен членятся лопатками-контрфорсами с перекинутыми между ними арками закомар спокойной циркульной формы. Фасады украшены аркатурным поясом, типичным для владимиро-суздальской архитектуры( а.-к. пояс был не на всех фасадах, на западном — нет). Узкие окна, расположенные в два яруса, подчеркивают внушительную массивность храма. В отличие от собора Московского Кремля, к его западному фасаду примыкала низкая сводчатая паперть. Во всем, следуя кремлевскому образцу, монастырские зодчие, однако, не стали повторять его цилиндрических столбов, а вернулись к традиционным русским пилонам прямоугольного сечения. Наружный облик

Успенского собора начал претерпевать изменения уже в середине XVIII века, когда все его купола получили луковичную форму, а барабан центральной главы был надложен по высоте(1753г.). Очевидно, тогда же собор получил высокую кровлю на четыре ската, которая закрыла окна малых барабанов. Сводчатую паперть с западной стороны заменили другой, барочной формы(1780г.), а к открытым прежде входам с севера и юга с мощными обрамлениями порталов добавили крытые паперти — крыльца(XIX в.). В 1967 году тяжелая четырехскатная кровля была разобрана и восстановлено его покрытие по сводам, что значительно улучшило освещенность интерьера и приблизило облик храма к первоначальному виду.

Рассмотрев историю объектов нашего исследования, мы можем перейти к выводам.

Изучив три Успенских собора, построенных в разные эпохи можно сказать, что основные черты образца (в данном случае это Владимирский Успенский собор) были сохранены( аркатурно-колончатый пояс, пилястры и др.). Этим показывалось архитектурное следование определенному образцу. Но еще важнее был идеологический смысл «копирования» храма. Для Древней Руси являлось очень существенным божественное происхождение первоначального храма, как уже говорилось ранее, поэтому огромное значение сроительства Успенских соборов не вызывает сомнения и является своеобразной архитектурной традицией.

  Успенский собор во Владимире Успенский собор в Москве Успенский собор в Сергиевом Посаде
Апсида + + +
Световой барабан + + +
Пилястры (квадр.) + + +
Резной камень + - -
Аркатурно-колончатый пояс + + +
Количество глав 5 5 5

Библиография

  1. Вятчанина Т. Н. «О значении образца в древнерусской архитектуре»
  2. Лихачев Д. С. «Градозащитная семантика Успенских храмов на Руси»
  3. Полъяпольский С. С.«К вопросу о своеобразии архитектуры Московского Успенского собора»
  4. Баталов А. Л. «Традиция строительства Успенских храмов в XVI веке»
  5. Грабарь В. Г. «Владимирский Успенский собор»
  6. Воронин Н. Н. «Зодчество Владимиро-Суздальской Руси»
  7. Балдин К. Н. «Загорск»

Примечания

1 например, Воскресенский собор в Ново-Иерусалимском монастыре(1656—1685гг.) должен был скопировать главную христианскую святыню-храм гроба Господня в Иерусалиме

2 Д. С. Лихачев, «Градозащитная семантика Успенских храмов на Руси», с.56, изд. «Просвещение»,1978 г.

3 Успенский собор был разрушен фашистами во время Великой Отечественной Войны.

на первую страницу | наверх

© 2002-2011 Разработка сервера: Межвузовский "Физтех-центр". Администратор сайта : admin@researcher.ru
При создании сервера использованы АРП-технологии.

Arp.site