Исследователь Исследователь

Исследователь
  
новости  |  о проекте  |  карта сайта  |  форум  |  подписка на новости
Разделы сайта

Другие материалы
ПРАКТИКА
Версия для печати

Сравнение порядка формирования Моссовета и Московской Городской Думы


Автор: Луткова Анна
Научный руководитель: Пацев Артем Александрович

Введение

Город Москва является субъектом Российской Федерации - городом федерального значения, столицей Российской Федерации.

Город Москва имеет территорию, население, органы государственной власти, свое законодательство, а также герб, флаг и гимн.

Жители города Москвы (москвичи) - граждане Российской Федерации, имеющие место жительства в городе Москве, независимо от сроков проживания, места рождения и национальности.

Москвичи, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Москвы, составляют население города.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются на территории города Москвы правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации. В Москве признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина.

Высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти города Москвы является Московская городская Дума.

Высшим должностным лицом города Москвы, возглавляющим высший исполнительный орган государственной власти города Москвы, является Мэр Москвы.

Высшим исполнительным органом государственной власти города Москвы является Правительство Москвы.

Органами судебной власти города Москвы являются Уставный суд города Москвы и мировые судьи.

Цель моей работы: сравнить систему выборов в Московскую Городскую Думу и в Моссовет.

Задача - проанализировать нормативные акты по выборам в МГД и в Моссовет, сравнить системы выборов, а затем сделать выводы и выразить своё мнение, какая из систем является более эффективной.

Моссовет

Московский совет народных депутатов - представительный орган государственной власти города Москвы. В его состав входили Исполнительный комитет (исполнительная власть), Президиум и Малый совет. Совет народных депутатов являлся юридическим лицом.

Основной формой работы Моссовета являлась сессия, где решались вопросы, относящиеся к ведению Совета.

Очередные сессии Совета проводились не реже одного раза в полугодие. В период между его сессиями все полномочия Моссовета осуществлял Малый совет, который депутаты Моссовета избирали из своего состава в количестве не более 100 человек.

Председатель Моссовета и его заместители входили в состав Малого Совета и организовали его работу.

Заседание Малого Совета считалось правомочным, если в нем принимало участие не менее двух третей его состава, т.е. не менее 67 человек. Решение Малого Совета принималось большинством. Моссовет был вправе отменить решения Малого Совета.

Работу Моссовета организовывал его председатель, который избирался Советом на сессии из числа депутатов тайным голосованием. Председатель был подотчетен Совету и мог быть отозван путем тайного голосования на сессии, либо он мог сложить свои полномочия добровольно.

Также, на сессии Моссовета из числа депутатов тайным голосованием избирался заместитель или заместители председателя Моссовета, которые выполняли поручения председателя, а в случае отсутствия председателя выполнял его функции.

Основы выборов депутатов Моссовета

Выборы депутатов Моссовета проводились на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, сроком на пять лет. Численный состав Моссовета- 500 человек.

  • Право избирать и быть избранными имели граждане РСФСР, достигшие 18 лет,
    постоянно или временно проживающие на территории Москвы и имеющие право
    участвовать в голосовании. Какие-либо прямые или косвенные ограничения
    избирательных прав граждан РСФСР запрещались.
  • В выборах не участвовали психически больные граждане, признанные судом
    недееспособными, лица, содержавшиеся по решению суда в местах лишения свободы.
  • Народные депутаты избирались гражданами непосредственно.
  • Граждане других союзных республик на территории РСФСР пользовались правом
    избирать и быть избранными депутатами Моссовета наравне с гражданами РСФСР.

Право  выдвижения  кандидатов  в  депутаты  Моссовета  принадлежало  трудовым коллективам, общественным организациям, собраниям избирателей по месту жительства.

Избиратели давали наказы своим депутатам. Если же депутат не выполнял наказов своих избирателей, то они вправе отозвать его на очередном собрание.

Народным депутатом Моссовета не могли быть лица, входившие в состав Исполкомов Моссовета, за исключением председателей и руководителей отделов.

Выборы  проводились  не  позднее,   чем  за  четыре  месяца  до   истечения  срока полномочий депутатов Моссовета.

Выдвижение кандидатов в депутаты организовывали окружные избирательные комиссии по выборам в Моссовет. Выдвижение кандидатов в депутаты производилось на собраниях трудовых коллективов. Решение о выдвижении кандидата в депутаты принималось открытым или тайным голосованием. Кандидатами в депутаты Моссовета выдвигались граждане, работающие или проживающие на территории Моссовета. Гражданин РСФСР не мог быть одновременно депутатом более чем в двух Советах народных депутатов. 

Кандидат в депутаты мог баллотироваться только в одном избирательном округе Моссовета.

Трудовой коллектив или иная общественная организация, выдвинувшая кандидата в народные депутаты Моссовета, имели право в любое время до выборов отменить своё решение о выдвижении кандидата в депутаты. Также кандидат в депутаты в любое время до выборов мог снять свою кандидатуру.

Кандидат в народные депутаты Совета народных депутатов не мог быть привлечён к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания без согласия избирательной комиссии.

Кандидаты в депутаты Моссовета с момента их выдвижения участвовали в предвыборной кампании на равных основаниях.

Кандидат в депутаты Моссовета мог выступать с программой своей будущей деятельности. Программа кандидата в депутаты не должна была содержать положений, направленных к насильственному изменению конституционных основ государственного и общественного строя СССР и РСФСР, пропаганды войны, призывов к разжиганию расовой, межнациональной и религиозной розни, нарушению прав и свобод человека.

Предвыборная агитация

Организациям, коллективам, избирателям, выдвигавшим кандидатов в депутаты, предоставлялось право беспрепятственной агитации за своих кандидатов. Гражданам РСФСР гарантировалась возможность свободного и всестороннего обсуждения политических, деловых и личных качеств кандидатов в народные депутаты, а также право агитации за или против. Кандидаты в депутаты проводили встречи со своими избирателями. Агитация в день выборов не допускалась.

Кандидаты в депутаты Моссовета после регистрации на время проведения своей предвыборной программы освобождались от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение выборов.

Подведение результатов

Избранными считались кандидаты в депутаты, получившие на выборах больше половины голосов избирателей. Кандидаты, не набравшие больше половины голосов, считались избранными резервными депутатами, и в случае отзыва депутата Моссовета, резервный депутат заменял его. Если же резервных депутатов больше одного, то становился депутатом тот кандидат, которого выдвинули раньше остальных.

Выборы признавались несостоявшимися, если в них принимало участие менее половины избирателей, а также в связи с выбытием кандидата в депутаты, если по округу был зарегистрирован только один кандидат.

Если баллотировалось не более двух кандидатов в депутаты Моссовета, и ни один из них не был избран, принималось решение о проведении в избирательном округе повторных выборов. В случае проведения повторных выборов кандидатами в депутаты не могли вновь баллотироваться те, кто не набрал необходимого числа голосов в первый раз.

Проведение выборов депутатов Моссовета вместо выбывших.

Если Моссовет признавал полномочия отдельных депутатов недействительными, а также если отзывали депутата, то проводились новые выборы. Если полномочия депутата прекращались за шесть месяцев до окончания работы Моссовета, то выборы депутата не проводились.

Московская городская Дума

(Законодательная власть города Москвы)

Московская городская Дума является действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти города Москвы. Численный состав Московской городской Думы - 35 депутатов. Московская городская Дума избирается сроком на четыре года.

Депутаты Московской городской Думы избираются жителями города Москвы на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на равных основаниях. Депутатом Московской городской Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года и обладающий избирательным правом.

Московская городская Дума является правомочной, если в ее состав избрано не менее 2/3 депутатов от установленного численного состава Московской городской Думы, т.е. не менее 23 человек.

Из числа депутатов избирается при тайном голосовании Председатель Московской городской Думы и его заместители.

В отсутствие Председателя его функции выполняет один из заместителей.

Участие в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Не имеют права избирать и быть избранными только граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Участвовать в выборах имеет право гражданин РФ, достигший на день голосования 18 лет.

Днем голосования на выборах в органы государственной власти города Москвы является первое воскресенье месяца, в котором истекает срок, на который были избраны депутаты. В случае досрочного прекращения полномочий депутатов, влекущего за собой неправомочность Московской городской Думы выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий.

Голосование не может быть назначено на предпраздничный и нерабочий праздничный дни. На день, следующий за праздничным нерабочим днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем.

Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно, либо в составе городского списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено в порядке самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением, избирательным блоком.

Выдвижение кандидатов в составе городского списка кандидатов может быть осуществлено избирательным объединением, избирательным блоком.

Не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не обладающий пассивным избирательным правом на соответствующих выборах. Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам.

Выдвижение  кандидатов,  городских   списков   кандидатов   может  осуществляться   не позднее, чем за 48 дней до дня голосования.

Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.

Кандидат вправе снять свою кандидатуру не позднее, чем за три дня до дня голосования, а в случае вынуждающих обстоятельств - не позднее, чем накануне дня голосования. Избирательное объединение (блок) вправе отозвать кандидата. Причиной отзыва депутата может быть признание судом кандидата недееспособным, а также в связи с тяжелой болезнью или со стойким расстройством здоровья кандидата, либо его близких родственников.

Предвыборная агитация

Информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию, способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов.

Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенства кандидатов.

Агитация - набор методов воздействия на граждан, организации, направленный на достижение определённых целей субъекта агитационного послания.

Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию.

Предвыборная агитация - деятельность граждан РФ, кандидатов, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов или против них.

Кандидат самостоятельно определяет содержание, формы и методы своей предвыборной агитации, самостоятельно проводит ее, а также вправе привлекать для ее проведения иных лиц.

Законом запрещается прямое или косвенное привлечение к предвыборной агитации лиц, которые не достигнут возраста 18 лет на день голосования, а также проведение предвыборной агитации в день голосования и в день, предшествующий ему.

При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации. Предвыборные программы кандидатов не должны содержать призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, а также не должны быть направлены на пропаганду войны. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду. Кандидатам запрещается осуществлять подкуп избирателей.

Назначение повторных, дополнительных выборов.

Повторные выборы назначаются, если выборы признаны несостоявшимися, недействительными, либо отменено решение об избрании кандидата. Повторные выборы депутатов Московской городской Думы проводятся не позднее, чем через четыре месяца со дня признания выборов несостоявшимися.

В случае досрочного прекращения полномочий депутата Московской городской Думы, избирательная комиссия назначает в данном избирательном округе дополнительные выборы. Голосование на дополнительных выборах должно проводиться не позднее, чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата.

Регистрация кандидата аннулируется, в случае утраты им пассивного избирательного права.

Регистрация кандидата может быть отменена судом в случаях:

  1. использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах
    денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда;
  2. использования кандидатами преимуществ должностного или служебного положения;
  3. установления  фактов  подкупа  избирателей  кандидатами,   их  доверенных  лиц  и
    уполномоченных представителей;
  4. установления факта скрытия кандидатом сведений о своей судимости или наличии
    гражданства иностранного государства.

Если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения, вышестоящая избирательная комиссия может отменить решение об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов. Если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить итоги голосования, то результаты выборов признаются недействительными.

Выводы:

Сравнив системы выборов в Московскую Городскую Думу и в Моссовет, можно сделать вывод о различие систем, а также дать свою точку зрения, какая система более эффективна.

Система выборов отлична не только по численному составу, но и по самой структуре. Моссовет - это орган представительной власти города Москвы, контролируемый Верховным Советом РФ. В состав Моссовета входил орган исполнительной власти - Исполком.

Московская городская Дума - это законодательный орган государственной власти города Москвы и никем не контролируемый. Численный состав Московской городской Думы - 35 человек. Такое количество депутатов гораздо легче созвать, чем всех членов Моссовета (500 человек), которые собирались не реже одного раза в полугодие. Избрав из своего состава Малый Совет, в который входило не более 100 членов, Моссовет тем самым стремился к более упрощённому способу решения своих задач.

Стоит заметить, что произошло увеличение возраста пассивного избирательного права с 18 до 21 года, т.е. лицо может быть избрано в МГД только с 21 года. Мне кажется, что это правильно, т.к. в 21 год человек получает образование и становится более опытным, сформировавшимся и зрелым. Хотя раньше могли  собираться люди от всех социальных прослоек  общества, в том числе и от студенчества.                                                                                

И в Московской Городской Думе, и в Моссовете кандидаты представляют свои собственные предвыборные программы, а избиратель сам решает за кого из кандидатов голосовать.

При Моссовете существовала система так называемых наказов депутатам. Если депутат не выполнял наказы избирателей, то они могли отозвать его и выдвинуть нового депутата, который, по их мнению, был бы более ответственным. В МГД нет такой системы. На мой взгляд, можно было бы возвратить систему наказов депутатам. Это способствовало бы более добросовестному выполнению депутатом своей задачи, своих функций.

В выборах в Моссовет депутаты, не набравшие необходимое количество голосов, являлись резервными депутатами. И в случае выбытия депутата, его место занимает резервный депутат. В МГД не могут отозвать депутата, только в случае совершения им преступления. Если же в МГД выбывает депутат, то назначаются дополнительные выборы в данном избирательном округе.

На то время существовавшая система была эффективна, но в  силу произошедших экономических и политических изменений система , которая существует сейчас, тоже эффективна. Каждая система создаётся с учётом условий, которые существуют на момент её создания. Для своего времени та система была эффективна, но в силу произошедших изменений политических и экономических условий, изменились и задачи, а следовательно появилась новая система. Но это не значит, что нельзя использовать положения старой системы (например, наказы депутатам).

Но любая система не идеальна  и возможно некоторая корректировка системы.

на первую страницу | наверх

© 2002-2011 Разработка сервера: Межвузовский "Физтех-центр". Администратор сайта : admin@researcher.ru
При создании сервера использованы АРП-технологии.

Arp.site