Исследователь Исследователь

Исследователь
  
новости  |  о проекте  |  карта сайта  |  форум  |  подписка на новости
Разделы сайта

Другие материалы
ПРАКТИКА
Версия для печати

В поисках талантов, или Как решить проблему трудных подростков


(Как использовать подростку свое свободное время? Зависит ли его дальнейшая судьба от того, чем он увлекается и имеет ли возможность реализовать свой творческий потенциал? Авторы статьи пытаются ответить на эти вопросы, делясь собственным опытом работы в сфере дополнительного образования.)

Авторы: Шиширина Н.Е., Ихер Т.П., Боровская Г.С. — Тульский областной эколого-биологический центр учащихся, г. Тула

Мы не в силах придумать
человеку лучшую похвалу,
чем сказав, что он
одарен от природы.

М. Монтень

В наше неспокойное время проблема занятости подростков стоит особенно остро. Зачастую школьни ки предоставлены сами себе, и большинству из них приходится самостоятельно решать вопросы: «Где провести свое свободное время?», «Куда пойти учиться?» «Как правильно выбрать свой жизненный путь?»

Но ни одну важную жизненную проблему невозмож но решить теоретически. Познать себя молодому человеку можно, лишь попробовав собственные силы в разносторонней деятельности. И чем шире у него круг интересов, разнообразнее общение с друзьями и взрослыми — тем больше возможностей понять, что он собой представляет, на что способен, по какой жизненной стезе пойдет.

Общеобразовательная школа не может во всей полноте учитывать индивидуальный запрос ребенка и выстраивать процесс образования и воспитания, опираясь на теоретические обоснования готовности школьника освоить определенный набор знаний. Она дает минимум, без которого, по мнению ученых, молодому человеку будет невозможно успешно адаптироваться в обществе. В наиболее полном объеме удов летворить интеллектуальные и эмоциональные запросы подрастающего человека могут только учреждения дополнительного образования с их гибкой образовательной системой.

В Туле решать проблемы интеллектуального развития подростков, воспитания экологической культуры, а также формирования системы ценностных ориентиров в культурно-историческом пространстве помогает учреждение дополнительного образования детей и подростков — Областной эколого-биологический центр учащихся (ОЭБЦУ).

Дополнительное экологическое образование, осуществляемое в ОЭБЦУ, основано на потенциале свободного времени. Юноши и девушки получают возможность выбрать вид деятельности по своим интересам, склонностям и способностям. Нередко детей и подростков в эколого-биологический центр приводит не столько интерес к определенной сфере деятельности, сколько возможность реализовать свои таланты и творческие способности, поиск собственного «я» и перспектива общения со сверстниками.

К сожалению, наиболее распространенным заблуждением человека, особенно молодого и неопытного, является недооценка заложенных в нем природных способностей, а также не всегда обоснованное стремление походить на кого-то, играть несвойственную себе роль. Нежелание быть самим собой служит скрытой причиной такого явления, как «трудные» подростки. В Тульском ОЭБЦУ «трудные» подростки и дети группы риска проходят уникальную школу поведения в новых для себя условиях. Неформальное общение со сверстниками помогает самореализации, а затем и достижению успеха в каком-либо виде деятельности.

Система непрерывного экологического образования ОЭБЦУ предполагает работу со всеми категориями учащихся. В 2001/2002 учебном году в нашем образовательном учреждении создано 136 объединений по 15 направлениям, в которых обучается более 1,5 тысячи школьников. Из них 40 % — подростки.

Старшеклассники — юноши и девушки, ориентированные на более углубленное изучение предметов — имеют возможность получать дополнительное эколого-биологическое и валеологическое образование и составляют следующие группы:

  • учащиеся 9-11 классов средних школ, осваивающие курсы допрофессиональной подготовки с ориентацией на специальности естественнонаучного цикла;
  • группа научного общества учащихся;
  • 11-классники, проходящие спецкурсы углубленного изучения общей биологии с основами экологии;
  • учащиеся областной заочной эколого-биологической школы из городов и сёл Тульской области.

Под руководством талантливых высококвалифицированных педагогов-воспитателей в ОЭБЦУ осуществляется работа с подростками, по тем или иным причинам испытывающими трудности в усвоении школьного материала. Обучение проходит по специальным программам, основывающимся на практической деятельности и физическом труде. Это три группы:

  • учащиеся 9 класса школы-интерната № 1 для детей с задержками психического развития;
  • учащиеся реальной школы, созданной для социально запущенных детей;
  • учащиеся 8-9-х классов вспомогательной шк. № 42.

Особое внимание уделяется детям-инвалидам, которые в силу своих физиологических особенностей не могут получить базовое образование в средней школе. Это учащиеся классов коррекции и компенсирующего обучения из городских средних школ, школ-интернатов, а также профессиональных лицеев. Занятия с ними проводятся по программам коррекционной поддержки.

Тульский ОЭБЦУ располагает удобными кабинетами и оборудованными лабораториями, учебной и производственной теплицами, агроэкологическим участком, плодово-ягодным садом и дендрарием, зимним садом и живым уголком. Двери нашего центра широко открыты для детей и юношества. Все образование бесплатное.

В ОЭБЦУ можно прийти не только на практические занятия в тот или иной кружок, но и для того, чтобы найти друзей, быть принятым и понятым. Центр занимается не только интеллектуальным развитием детей и подростков: мы работаем также по курсам, направленным на эмоциональное воспитание. Это занятия в клубе выходного дня «Я и моя семья» и клубе для девушек «Путь к успеху». Специально разработаны психологические тренинги и аутотренинги.

Занятия в объединениях эколого-эстетического направления («Флористика», «Ландшафтный дизайн», «Фитодизайн», «Природа — гармония — человек») помогают развить творческие способности, научиться жить в гармонии с природой и людьми.

Приобщиться к учебно-исследовательской деятельности дети могут, посещая секции научного общества учащихся и объединений «Юный исследователь», «Основы экологии» и «Экология города». Образовательные экологические проекты «Малым рекам — чистую воду», «Защитим свою малую родину», «Подружись с памятником природы», «Чистая вода — для хвори беда» — направлены на воспитание в детях чувства ответственности за природу родного края. Совершая экологические и эколого-краеведческие походы по Тульской области и сопредельным территориям и выполняя природоохранную работу, подростки учатся заботливо относиться к природным ресурсам малой родины. Об итогах таких акций ребята рассказывают на конференциях и конкурсах детского и юношеского творчества.

Сориентироваться в выборе будущей профессии, получить необходимые знания, приобрести умения и навыки, освоить специальность в рамках допрофессиональной подготовки помогают занятия в объединениях: «Юный исследователь», «Здоровье человека и окружающая среда», «Секреты здоровья», «Агроэкология», «Цветоводство», «Экология сада», «Ландшафтный дизайн», «Фитодизайн», «Флористика».

Педагогический коллектив Тульского ОЭБЦУ делает все возможное, чтобы дети и подростки не попали под негативное влияние улицы, а вырастали инициативными и развитыми личностями и в будущем укрепляли интеллектуальный и творческий потенциал России.

на первую страницу | наверх

© 2002-2011 Разработка сервера: Межвузовский "Физтех-центр". Администратор сайта : admin@researcher.ru
При создании сервера использованы АРП-технологии.

Arp.site