Исследователь Исследователь

Исследователь
  
новости  |  о проекте  |  карта сайта  |  форум  |  подписка на новости
Разделы сайта

Другие материалы
ПРАКТИКА
Версия для печати

Особенности учебно-исследовательской деятельности школьников в сфере здоровья


Авторы: Полтавцева Наталья Евгеньевна, Филюшова Галина Павловна, Областной учебно-методический центр дополнительного образования «Домучителя», г. Калининград

В настоящее время исследовательская деятельность старшеклассников становится популярной формой учебной работы и необходимым средством развития самостоятельного творческого подхода старшеклассников к жизни.

Учебное исследование рассматривается в педагогике как деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для развития личности1, на основе самостоятельного приобретения учащимися субъективно новых, значимых для них знаний. Цель учебного исследования, по мнению Е. Н. Кикоть, не только конечный результат (знание), но и сам процесс, в ходе которого развиваются исследовательские способности учащихся за счет приобретения ими новых знаний, умений и навыков, тренировки уже развитых, расширения кругозора, изменения своей мотивации и положения в молодежном сообществе2.

Задачи учебно-исследовательской деятельности Г. А. Русских3 определяет следующим образом:

  • формирование интереса к познавательной, творческой, экспериментально-исследовательской деятельности;
  • создание условий для социального и профессионального самоопределения школьников;
  • совершенствование исследовательских умений школьников;
  • развитие творческих способностей и личностных качеств учащихся;
  • ориентация на дальнейшее продолжение образования в вузе.

Полученная в процессе учебного исследования информация может быть новой только для того, кто ее получил, что не умаляет значимости учебно-исследовательской работы. С. Л. Рубинштейн писал: «Когда говорят, что человек как индивид не открывает, а лишь усваивает уже добытые знания, это значит лишь то, что он не открывает их для человечества, но лично для себя все же должен открыть. Человек доподлинно владеет лишь тем, что он сам добывает собственным трудом»4.

С. И. Брызгалова выделяет объективную и субъективную новизну исследования и утверждает, что субъективно новые результаты не менее значимы для личности, чем объективно новые — для науки5.

А. С. Обухов, характеризуя учебно-исследовательскую деятельность, подчеркивает основную функцию: инициирование учеников к познанию мира, себя, и себя в этом мире. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в его определении — творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения6.

М. В. Кларин7 считает, что обучение основам исследовательской деятельности осуществляется по следующим направлениям:

  • специальное обучение поисковым процедурам — при этом происходит формирование исследовательской культуры;
  • специальное обучение процедурам обсуждения — формирование дискуссионной культуры;
  • специальная разработка эмоционально-личностной стороны учебно-игровой деятельности — эмоциональная и интеллектуальная рефлексия хода обучения.

Учебно-исследовательская деятельность школьников в сфере здоровья имеет специфические черты. К ним можно отнести следующие:

  • Тематика работ. Анализ исследовательских работ, выполненных в учреждениях дополнительного образования г. Калининграда за 2001-2003 годы, показал, что старшеклассников интересуют самые разнообразные темы: это и баня как источник здоровья, движение и курение, питание и стресс, туризм и творчество, влияние цвета на настроение, влияние люстры Чижевского на интеллектуальную продуктивность и многие другие. Изучение тематики исследовательских работ, выполненных за последние два года (всего 140), позволяет заключить, что в 2001-2002 годах максимальное количество работ было посвящено вопросам профилактики вредных привычек. А в 2002-2003 годы на первое место выходит тематика, связанная с влиянием на здоровье внешних факторов и способов сохранения и укрепления здоровья. С одной стороны, это является отражением расширяющихся представлений старшеклассников о здоровом образе жизни, с другой стороны, потерей интереса к вопросам негативного характера: болезни, вредные привычки.
  • Быстрая смена интересов. Для большинства школьников, выполняющих исследовательские работы в сфере здоровья, характерна ежегодная смена тематики работ. Это, во-первых, характеризует желание старшеклассников познакомиться с несколькими возможными зонами исследования, а во-вторых, отражает недостаточное видение руководителями-педагогами перспектив и возможностей углубления исследований по выбранной теме.
  • Выбранная тема исследований, а особенно полученные результаты, являются мощным побудительным средством по изменению собственного образа жизни, приближению его к здоровому. Полученные знания позволяют выработать более зрелое отношение к собственному здоровью. Участие в семинарах, выступления перед сверстниками формируют позицию, дают возможность ее отстаивать, создают предпосылки для применения полученных знаний в собственной жизни.
    Кроме того, при выполнении констатирующих исследований школьники отмечают недостаточность описания полученных фактов, видят необходимость в выработке рекомендаций и даже преобразовании школьной среды и своего окружения.
  • Востребованность информации, полученной в процессе исследования. В нашей практике данные, полученные старшеклассниками в результате исследований, активно используются в дальнейшей деятельности специалистами, курирующими вопросы сохранения здоровья школьников. Ребята выступают с материалами своей работы на классных часах перед сверстниками, школьниками более младшего возраста и на педсоветах.
  • При проведении конференций разного уровня, семинаров, встреч формируется молодежная интеллектуальная среда, где созревает мода быть здоровым, некурящим, непьющим и спортивным. Школьники-исследователи по мере укрепления уверенности в своей правоте становятся влиятельным ядром в своем классе, значимой группе. Своими высказываниями, поведением и деятельностью они оказывают позитивное влияние на сверстников, облегчая педагогам воспитательный процесс по формированию культуры здоровья.

Эти и другие особенности учебно-исследовательской деятельности старшеклассников в сфере здоровья позволяют считать ее высокопродуктивной формой воспитания культуры здоровья в молодежной среде. Как форма обучения исследовательская деятельность является валеологической по сути, интересной для старшеклассников, соответствует потребностям возраста, помогает самопознанию и самоопределению; получение информации идет в поисковом режиме, с отбором личностно-значимого содержания, не возникает состояния переутомления.

Примечания:

1 Кикоть Е. Н. Основы исследовательской деятельности: Учебное пособие для лицеистов. Калининград, 2002. С. 420.

2 Кикоть Е. Н. Основы исследовательской деятельности: Учебное пособие для лицеистов. Калининград, 2002. С. 22.

3 Русских Г. А. Развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся / / Дополнительное образование. 2001. № 7-8. С. 3-14.

4 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Соч. в 2 тт. Т.1. М., 1989. С. 34.

5 Брызгалова С. И. Исследовательский метод обучения как способ развития учебно-исследовательской деятельности учащихся // Развитие учебно-исследовательской деятельности в системе дополнительного образования детей: Доклады и сообщения. Калининград, 2001. С.10-19.

6 Обухов А. С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М., 2001. С. 48-64.

7 Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры и дискуссии(анализ зарубежного опыта). Рига, 1995; Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М., 1997.

на первую страницу | наверх

© 2002-2011 Разработка сервера: Межвузовский "Физтех-центр". Администратор сайта : admin@researcher.ru
При создании сервера использованы АРП-технологии.

Arp.site