Исследователь Исследователь

Исследователь
  
новости  |  о проекте  |  карта сайта  |  форум  |  подписка на новости
Разделы сайта

Другие материалы
ПРАКТИКА
Версия для печати

Научить учиться


Автор: Каплюн Лидия Петровна, заместитель директора Новоисетской средней школы, с. Новоисетское Каменского района Свердловской области

Подготовить выпускника к жизни в динамичном мире — значит дать ему не только необходимые знания, но и способы овладения ими. На неумение учиться жалуется чуть ли не каждый старшеклассник. Поэтому в нашей школе применяется специальная методика, цели которой:

  • овладение учащимися способами и приемами эффективной учебной деятельности — общеучебными умениями и навыками;
  • подтягивание детей из интеллектуально, социально и эмоционально обедневшей среды на более высокий уровень.

В школе с «делением» знаний на предметы чаще всего выполняется только одна задача: дать обозначенный программой необходимый набор знаний. Сам же процесс «обучения учению» носит зачастую неупорядоченный характер.

В основе предлагаемого нами подхода к организации работы по формированию общих способов учения лежит требование систематичности занятий, распределенное по трем разделам:

  • информационно-методические знания, т. е. понятия, идеи, проблемы, теории, которые являются основополагающими для любого предмета или практики;
  • методологические знания, которые достаточно универсальны для любого предмета исследования;
  • мотивационная, стимулирующая установка, заложенная как в содержании курса, так и в формах организации занятий.

Помимо этого, по определенной целевой программе выстроена система работы с учащимися и учителями.

В связи с введением нашей методики возникла необходимость в создании программ курсов.

Мы разработали и апробировали программу школьного курса «Технологии учения».

Задачи курса помочь учащимся: 1 — овладеть способами и приемами, общеучебными умениями и навыками; 2 — понять, что они отстают в учебе только потому, что не умеют работать.

Программа содержит три блока.

  • 1-й блок — восстановление учебного ритма. После долгих летних каникул дети учатся хуже обычного. Восстановление учебного ритма в начале учебного года считается основной задачей первой четверти.
  • 2-й блок — совершенствование умения пользоваться различными видами опор при пересказе длинных и сложных текстов, знакомство с технологией создания опор, а также обучение лаконичному пересказу научных и художественных текстов.
  • 3-й блок — преобразование информации. В этом блоке выделяется аспект, связанный с разграничением понимания и преобразования информации учащимися. Школьникам дают общие представления об использовании ряда алгоритмов при решении задач; возможности использования различных схем, приемов, сравнений, классификации, обобщения и т. п. и способов их отражения в таблицах, схемах, свертках информации.

Организуя занятия по технологии учения, мы прекрасно понимаем, что они являются сопутствующими основному учебному процессу. Для этого, чтобы дать необходимое детям умение учиться, сначала сами педагоги проходят необходимую подготовку в проблемном семинаре «Учим учиться».

Его программа разработана экспертно-технологической площадкой «Преемственность» (Зайцев В.). В основу было положено представление Я. А. Коменского о трех уровнях обучения: сначала должна работать мысль, потом — память, потом — руки. Их можно определить как понимание, усвоение и применение.

Для каждого уровня были выведены виды и приемы работы, содержание которых соответствовало программе курса «Технологии учения» для школьников. Так, работая в подсистеме «Понимание», учитель, используя таблицы, карты, схемы, помогает детям в овладении основными интеллектуальными умениями (анализ, синтез, сравнение, противопоставление), подводит ребят к пониманию причинно-следственных связей .

В подсистеме «Усвоение» акцент ставится на выделение главного, формулировании тезисов, постановку вопросов. На итоговом занятии мы предлагаем использовать интеллектуальные умения более высокого уровня (классификацию или обобщение). Это помогает систематизации знаний и быстрому извлечению нужной информации.

На уровне «Применение» учителя и учащиеся определяют способы, правила, инструкции, алгоритмы, переходя от формирования элементарных умений к творческому применению знаний.

Таким образом, несмотря на ограниченные возможности сельской школы, наш педагогический коллектив разработал модель обогащения содержания образования без дополнительных финансовых затрат.

Основное открытие этой модели — понимание того, что повышение уровня образованности возможно не наращиванием объемов знаний, а ориентацией на овладение средствами учения и способами продуктивной деятельности.

В нашей сельской, далекой от научных центров школе работает научное общество учащихся и учителей.

Формирование в детях продуктивной деятельности к овладению метознаниями организовано поэтапно:

  • 5-7-е кл. — подготовительный этап;
  • 8-9-е кл. — развивающий этап;
  • 10-11-е кл. — этап непосредственной научно-исследовательской работы.

Сначала ребята овладевают практическими умениями научного поиска, как на уроках, так и дома: работают с учебником и словарями. Каждый член научного общества имеет куратора реферативной, научно-исследовательской работы.

В школе регулярно проводится «Интеллектуальный марафон», в котором принимают участие ученики средней и старшей школы.

Для учащихся 8-9-х классов в курс «Учебные технологии» включены темы, формирующие умения составлять план, тезисы. Они начинают работать над рефератом как одним из видов исследовательской деятельности. Отрабатывают методику публичного выступления.

В 10-11-х классах, когда учащиеся определяются с выбором приоритетных предметов, личностная ориентация осуществляется с учетом их образовательных интересов и потребностей.

Наиболее интересные творческие работы ученики готовят и защищают в конце учебной четверти во время специальных творческих дней. Эти работы оформляются по установленной форме, рецензируются учениками и взрослыми. В них учащиеся зачастую выходят за пределы своей дисциплины в смежные курсы и обнаруживают не только глубокие и разносторонние познания, но и демонстрируют огромный интеллектуальный потенциал. Для учащихся 9-х, 10-х и 11-х классов, занимающихся непосредственно в научном обществе, организована мастерская «Введение в научноисследовательскую деятельность».

Одним из эффективных дополнительных вариантов развития учащихся стало проведение силами учителей, родителей, приглашенных специалистов мини-курсов — краткосрочных занятий по 3-6 часов по самым разным специальностям и проблемам.

Работая таким образом, члены нашего педагогического коллектива школы открытым путем доказали, что нет неспособных детей. Способности есть у всех, надо только научить учиться.

на первую страницу | наверх

© 2002-2011 Разработка сервера: Межвузовский "Физтех-центр". Администратор сайта : admin@researcher.ru
При создании сервера использованы АРП-технологии.

Arp.site