Исследователь Исследователь

Исследователь
  
новости  |  о проекте  |  карта сайта  |  форум  |  подписка на новости
Разделы сайта

Другие материалы
ПРАКТИКА
Версия для печати

Исследовательская деятельность — условие развития творческой личности


Автор: Ялышева Л. В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе (по науке) гимназии № 18, г. Королев Московской области

В современную эпоху быстрого обновления знаний важное место в формировании творческих способностей учащихся занимает исследовательский метод обучения. Этот метод дает возможность:

  • обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска;
  • сформировать мотивацию, потребность в такого рода деятельности;
  • дать полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания;
  • помочь развитию творческого мышления.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся — процесс совместной работы учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов.

Целью такого взаимодействия является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.

В процессе достижения поставленной цели важно решить следующие задачи:

  • выявить склонности учащихся к ведению научно-исследовательской деятельности;
  • развить интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т. п.);
  • развить умения самостоятельно, творчески мыслить;
  • помочь в выборе профессии.

Различают три уровня исследовательского метода обучения:

  • 1-й уровень — преподаватель ставит перед учеником проблему и подсказывает пути ее решения;
  • 2-й уровень — преподаватель только ставит проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования;
  • 3-й уровень — и постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляются учеником.

Формирование навыков ведения исследовательской работы целесообразно вести по трем следующим направлениям:

  • ведение учеником небольшого исследования с подготовкой сообщения, доклада или реферата;
  • изучение специального учебного курса «Введение в научно-исследовательскую деятельность»;
  • развитие познавательных, исследовательских навыков непосредственно при изучении школьных предметов (на уроках и во внеурочное время).

Применение исследовательского метода требует больших временных затрат. Опыт работы в гимназии № 18 показывает, что наиболее оптимальным является второе направление. С 1998 года педагоги гимназии № 18 обра-аются к нему в своей работе. Третий год исследовательский метод выведен на уровень системного.

Исследованиями руководят учителя-предметники. Лекционный курс «Введение в научно-исследовательскую деятельность» ведет специально приглашенный ученый.

В гимназии № 18 функционирует научное общество учащихся. Результатами исследований ученики делятся два раза в год на научно-практических конференциях.

Гимназисты могут увидеть тему и подготовительные этапы предстоящей конференции на стенде «информации».

  • / этап — выбор научно-исследовательской темы.
  • II этап — 12 — часовой лекционно-практический курс «Введение в научно-исследовательскую деятельность» (что такое актуальность темы, гипотеза, научный замысел, цели и задачи исследования; как выбрать тему; подобрать и работать с источниками знаний; оформление работы, методы исследования и т. д.; решение логических задач, «тренировка» мозгов).
  • /// этап — индивидуальные консультации по выбираемой теме (можно идти параллельно со вторым).
  • IV этап — оформление исследовательской работы.
  • V этап — защита исследовательской работы на научно-практической конференции.

Основными видами учебно-исследовательской деятельности учащихся гимназии № 18 являются:

  • проблемно-реферативный — аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
  • аналитико-систематизирующий — наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
  • проектно-поисковый — поиск, разработка и защита проекта — особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.

Как правило, изысканием по одной теме школьник занимается в течение четырех месяцев. Отчетные конференции по истории, литературе, биологии, обществознанию проводятся в конце ноября. А в марте внимание обращено на доклады по биологии, географии, краеведению и экологии.

Исследовательская работа учеников выпускных классов поощряется направлением их на открытые региональные, межрегиональные и всероссийские конференции, а также решением педсовета о зачислении исследовательской работы как итоговой на выпускном экзамене, если ученик по данному предмету выбирает экзамен.

на первую страницу | наверх

© 2002-2011 Разработка сервера: Межвузовский "Физтех-центр". Администратор сайта : admin@researcher.ru
При создании сервера использованы АРП-технологии.

Arp.site