Исследователь Исследователь

Исследователь
  
новости  |  о проекте  |  карта сайта  |  форум  |  подписка на новости
Разделы сайта

Другие материалы
ПРАКТИКА
Версия для печати

Система организации интеллектуально-творческой деятельности учащихся


Автор: Дворецкая Татьяна Всеволодовна, педагог-психолог Погранично-таможенно-правового лицея, г. Псков

Много лет в Псковской области проводятся разнообразные мероприятия по развитию у школьников интереса к исследовательской деятельности.

К сожалению, экономическая несостоятельность нашего региона ограничивает возможности псковских детей. Библиотечные фонды пополняются недостаточно (особенно научно-популярной и научной литературой), лишь немногие школьники имеют возможность пользоваться компьютером, выход в Интернет доступен единицам. Соответствующие статьи расходов на образование финансируются недостаточно; социально-экономические проблемы региона приводят к падению престижа интеллектуально-творческой деятельности.

В Погранично-таможенно-правовом лицее положение дел принципиально не отличается от других школ. Здесь обучаются в основном дети из семей рабочих и служащих. Безработных среди родителей лицеистов 10%, а работников интеллектуально-творческой сферы 0,5%. Интеллектуальный потенциал учащихся лицея довольно средний, только 15% учащихся имеют уровень интеллектуального развития выше среднего, а одаренных детей — единицы.

Несмотря на все сложности, мы считаем, что нужно находить выход из любых ситуаций и создавать условия для творческого и научного поиска. Дети с высокой познавательной активностью и внутренней установкой на исследовательскую деятельность есть везде. В нашем лицее они составляют примерно 14% от общего количества учеников.

Представим систему работы Погранично-таможенно-правового лицея г. Пскова по развитию интеллектуально-творческой и учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Отправным пунктом для разработки развивающей образовательной системы нашей школы послужила выдвинутая Л. С. Выготским идея о том, что «один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики — это вопрос о творчестве детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка»1.

Самым сензитивным периодом для формирования основ исследовательской деятельности является подростковый период. В это время, по словам Л. С. Выготского, «происходит подъем воображения и глубокое его преображение».

При организации интеллектуально-творческой деятельности учащихся были определены следующие задачи:

  • приобщение учащихся к интеллектуально-творческой деятельности;
  • создание условий для расширения среды общения и получения информации;
  • формирование навыков исследовательской работы;
  • развитие интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Важным условием обеспечения полноценного развития творческих и исследовательских навыков учащихся является организация образовательной среды.

Мы стремимся к созданию творческой атмосферы. Она должна быть максимально вариативной, разнообразной по содержанию и способам деятельности. На это направлена деятельность администрации школы, предметных кафедр, методических объединений, службы сопровождения. Нами создано школьное научное общество, работают восемь творческих лабораторий. Школьники, занимающиеся исследовательской деятельностью, сотрудничают со студенческим научным сообществом Педагогического института, имеют научных консультантов среди преподавателей различных вузов Пскова и связи с творческими лабораториями.

Программа по развитию интеллектуально-творческой деятельности учащихся осуществляется психологической службой школы.

Цель программы - развитие творческих способностей, подготовка учащихся к ведению исследовательской деятельности.

Задачи:

  • диагностика творческого и интеллектуального потенциала, склонностей и интересов к исследовательской деятельности, коммуникативных способностей;
  • развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей;
  • формирование навыков исследовательской деятельности и выбор направления деятельности;
  • развитие навыков самопрезентации и публичных выступлений.

Осуществление программы предполагает взаимодействие со всеми участниками образовательного сообщества.

I. Работа с педагогами:
  • расширение возможностей учащихся посредством творческой самореализации;
  • творческая и исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как способ стимулирования познавательной активности;
  • учет возможностей и предпочтений учащихся в организации исследовательской деятельности.

Основные формы работы с педагогами — выступления на педсоветах, методических объединениях, семинарах для педагогов и т. д.

I. Работа с родителями учащихся:
  • творческое воображение ребенка: зачем и как его развивать;
  • организация помощи и поддержки детям в исследовательской деятельности.
III. Работа с детьми:
  • Развитие интеллектуально-творческих способностей:
    • диагностика и развитие творческого воображения и креативности (используются специальные методики, игры и упражнения, задачи на развитие воображения, упражнения на применение воображения в различных ситуациях);
    • условия развития творческого воображения;
    • мышление как основа исследовательской деятельности (упражнения типа «Чем похожи и чем отличаются», «Смысловые аналогии», «Логические ряды», «Выделение существенных признаков» и др.).
  • Учебно-исследовательская деятельность:
    • разведение видов исследования;
    • целеполагание и построение рабочей гипотезы;
    • работа с литературой;
    • использование экспериментов и исследовательских методик;
    • анализ результатов, формулирование выводов.
  • Развитие навыков самопрезентации и публичных выступлений:
    • речевое мастерство;
    • способы снятия эмоционального напряжения перед выступлением.

Основными формами работы с детьми выступают групповые занятия с элементами лекций, диагностики развития, развивающих упражнений и мини-тренинга.

Критериями эффективности реализации исследовательской деятельности учащихся служат:

  • динамика развития интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей (данные диагностики);
  • выбор оптимальных направлений учебно-исследовательской деятельности;
  • увеличение количества и повышение качества исследовательских работ учащихся.

В Погранично-таможенно-правовом лицее Пскова разработана и действует целостная система организации интеллектуально-творческой деятельности учащихся. Ее деятельность направлена на приобщение учащихся к интеллектуально-творческому поиску и на формирование навыков научной работы.

Примечания:

1Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

на первую страницу | наверх

© 2002-2011 Разработка сервера: Межвузовский "Физтех-центр". Администратор сайта : admin@researcher.ru
При создании сервера использованы АРП-технологии.

Arp.site