Исследователь Исследователь

Исследователь
  
новости  |  о проекте  |  карта сайта  |  форум  |  подписка на новости
Разделы сайта

Другие материалы
ПРАКТИКА
Версия для печати

Организация исследовательской деятельности учащихся в Центре дополнительного образования для детей г. Снежинска


Авторы: Назаров А. В., директор
Загорская Е. В. , старший методист Центра дополнительного образования, г. Снежинск Челябинской области

Стратегическая цель образования в России ориентирована на ребёнка, развитие его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самопознанию, самосовершенствованию и самореализации. Дополнительное образование детей сохраняет лучшие педагогические традиции — организацию разнообразных видов деятельности детей по интересам в сфере их свободного времени, создание творческого потенциала детей, подростков и юношества. Дополнительное образование — синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации.

Центр дополнительного образования для детей г. Снежинска прошел долгий путь развития и становления. В 1967 году состоялось открытие Дворца пионеров имени героя-космонавта В. М. Комарова, в сентябре 1970 года при Дворце пионеров было организовано «Научное общество учащихся» (секции истории, географии, астрофизики, радиоэлектроники, математики). Было положено начало исследовательской деятельности учащихся. В 1996 году Дворец получил новое название — Центр дополнительного образования для детей. Это многопрофильное учреждение, которое удовлетворяет разнообразные образовательные потребности различных категорий учащихся: одарённых и имеющих отклонения от нормы, развитых и ослабленных. Сохраняя лучшие традиции, в центре большое внимание уделяется учебно-исследовательской деятельности учащихся.

В Центре дополнительного образования обучаются дети от 6 до 18 лет. Количественный состав учащихся стабильный, на протяжении ряда лет центр посещают ежегодно более 2500 детей.

Учащийся, проявляющий интерес к тому или иному виду деятельности (техника, искусство, экология, экономика и т. д.), имеет возможность удовлетворить интерес к творческой и исследовательской деятельности, освоить разнообразные образовательные области. В Центре дополнительного образования есть все возможности для развития интеллектуальных и творческих способностей детей. В центре нет жесткой привязки к базовым знаниям, сама задача передачи знаний возникает только в связи с выбором конкретной творческой деятельности. Среди учащихся выявляются интеллектуальные и творчески активные, которые привлекаются к исследовательской деятельности, к творческим формам самовыражения, определяется, на какой этап обучения может записаться каждый ученик.

Структурная модель образовательного процесса Центра дополнительного образования

Структурная модель образовательного процесса в центре состоит из трёх ступеней или этапов: 1 — начальный; 2 — ремесленный; 3 — творческий (см. таблицу). У каждого этапа своя специфика, задачи, формы организации. Переход от этапа к этапу обосновывается какой-либо работой (исследования, проект, модель и т. д.) или результатом (участие в соревнованиях, конкурсах, концертах и т. д.). Данная модель имеет систематизирующие факторы:

  • наблюдается законченность каждого этапа и создаются условия для перехода на следующий этап;
  • соблюдается принцип открытости и мобильности;
  • учащимся обеспечивается комфортная эмоциональная среда — «ситуация успеха» и развивающее общение.

Преемственность этапов образовательного процесса обеспечивается через организацию последовательной и внутренне согласованной системой образования с определённым набором образовательных программ. Полноценное образование — основное плюс дополнительное образование, доведённое до уровня культуры личности.

В последнее время все более актуальной становится проблема интеллектуального образования и воспитания учащихся, становление творческого потенциала человека, развитие личностных качеств исследователя, вовлечения школьников в исследовательскую деятельность. Юные исследователи — это потенциал современного российского общества. Центр дополнительного образования занимает особое место в городе в развитии исследовательской деятельности учащихся. В центре разработана и апробирована технология исследовательской деятельности учащихся, в основу которой положены педагогические принципы поэтапного формирования умственной деятельности. Организация исследовательской деятельности рассматривается педагогическим коллективом как важный фактор развития творческого потенциала личности, что позволяет достичь поставленной цели — сформировать у учащихся исследовательское мышление и решать следующие задачи:

  • развивать интерес к исследовательской работе;
  • развивать интерес к углублённому изучению наук;
  • воспитывать гражданскую позицию;
  • воспитывать высокие нравственные качества и духовную культуру учащихся.

В Центре дополнительного образования исследовательская деятельность учащихся ведется в четырех отделах: Экология, Техническая школа, Художественно-прикладное творчество, Экономическая школа.

Структурная модель образовательного процесса в Центре дополнительного образования для детей г. Снежинска

Уровни

Задачи

Содержание образования

Организация образовательного процесса

Итог освоения ступени

Первый этап — начальный (ориентация и адаптация)
Уровень действия детей — репродуктивное самостоятельное воспроизведение. Уровень достиже ний — информированность или усвоение определенного объема знаний и способность репродуктировать их. Грамотность — как способность исполь зовать основные способы познавательной деятель ности. Включение ребенка в систему дополнительного образования. Выявление и развитие способностей, склон ностей, интереса. Создание условий для пробуждения креативности каждого ребенка. Развитие позитивной мотивации, потребности к познанию мира и ценностей культуры.

Ориентация — первое самое дина мичное звено. Суть его — соедине ние в мотиве внутренней потребнос ти (хочу), ценностных установок и ориентация ребенка с внешней необходимостью (надо пойти, посмот реть, записаться, познакомиться). Началом этой ступени образова тельного процесса становится прос ветительское и информационнорекламное представление программ по направлениям деятельности уч реждения, демонстрация успехов де тей и педагогов. Адаптация — организация содержа ния действий человека, выработка разнообразных действий, способов действий.

Учебные группы, игровые объединения. Программы с диагностической, озна комительной направленностью.

Развивается любознательность ребенка, как основа его познавательной активности, креативные способности через методику инновационного обучения, развиваются навыки общения.

Второй этап — ремесленный

Уровень действия детей — репродуктив ное, алгоритмическое действие. Уровень достиже ний - функциональная грамотность или способность решать стандартные задачи в различных сферах жизнедеятельности.

Создание условий для свободы выбора и переноса опыта творчест ва, приобретенного в конкретной деятельности на другие виды, т. е. усвоение ребенком алгоритмов творчества и развития общих для всех видов деятельнос ти свойств личности.

Ребенок не просто демонстрирует способность воспроизводить усво енный материал, но и показывает умение самостоятельно действовать, выбирать способ решения. Он са мовыражается. В группе, в объединении это делает каждый и все понимают друг друга, обмениваются способностями.

Пространство профильных групп, школ, специализированных объединений с комплексом разноуровневых программ, направленных на общекультурное и профильное образование.

Формирование самооценки, достоинств, определения своего «Я».

Третий этап — творческий

Уровни действия — продуктивно-эвристическое действие, про дуктивно-творческое действие. Уровни достижени й — компетентность об щекультурная, доста точная для творческой деятельности, самореализации личности, а также способность личности оценивать границы собственной компетентности. Kомпетентность допрофессиональная — достаточная для начального выбора профессии.

Создание условий для освоения основ допрофессиональной деятельности. Создание условий для освоения основ специализации, выявление и развитие специальных способностей и интересов детей. Разработка программы личностного развития. Создание условий для реализации программы индивидуального развития особо одаренных детей.

Продуцирование — преобразование человеком внешней среды, вынуждающее его находить, изменять, приспосабливать механизмы ориентации, адаптации. Эта ступень образовательного процесса связана с тем, что ребенок осваивает на основе своего выбора, знания способы действий с предметом, обнаруживает не только возможности этого предмета в удовлетворении своих потребностей, но и свои способности. Тем самым он самоутверждается, приобретает способность творить.

Организованное индивидуальное образование и ранняя профориентация в студиях, театрах-студиях, школах, творческих мастерских, других формах и участие в целевых программах учреждения.

Определение специальных способностей, профессиональноориентирован ный выбор.

Технология организации учебноисследовательской деятельности

Специалисты Центра дополнительного образования, организуя работу со школами города по программам развития исследовательской деятельности учащихся, пытаются разработать некую обобщенную педагогическую технологию вовлечения школьников в продуктивную, познавательную и учебно-исследовательскую деятельность.

Разработанная нами технология включает девять блоков, в которых, в свою очередь, можно условно выделить по три этапа: подготовительный этап, этап интенсивной работы и этап оценки и поощрения.

1-й этап — подготовительный
  • Первый блок — Тема работы. На первом этапе происходит выбор и формирование заинтересовавшей темы, формирование групп учащихся по интересам. Главное на этом этапе — заинтересовать школьников выбранной и сформулированной ими темой. От этого во многом зависит результат работы.
  • Второй блок — «Образ» поиска. Для того чтобы не искать черную кошку в темной комнате, учащимся необходимо помочь чётко сформулировать проблему или, другими словами, прояснить «Образ» поиска — «Что именно я хочу узнать?». «Образ» должен быть конкретным и находиться в определенной области знаний.
  • Третий блок — Алгоритм формирования «Образа». Алгоритм формирования «Образа» может включать известные методы поиска решений и зависит от индивидуальных особенностей детей, от имеющегося банка данных, средств компьютерной поддержки и т. д. В любом случае алгоритм должен быть составлен так, чтобы поиск шел от простой информации к более сложной.
2-й этап — продуктивной работы
  • Четвертый блок — Поиск информации. Поиск информации — достаточно трудоемкая работа и может занимать много времени. Он включает общение школьника с педагогом, со сверстниками, учителями школы, может включать запрос в научные учреждения страны и поиск в компьютерных базах данных через компьютерные сети. При этом школьник стремится овладеть опытом ориентирования в потоках информации, работы с научной литературой, оценки и отбора информации, относящейся к намеченному «Образу».
  • Пятый блок — Анализ и оценка полученной информации, принятие решения. После того как информация получена, ее необходимо проанализировать, оценить, проверить на соответствие требованиям «Образа». Анализ проводится через систему персональных отчётов и обсуждений. Если полученная информация требует уточнения, то возможно возвращение в один из предыдущих блоков для продолжения поиска.
  • Шестой блок — Использование собранных данных. На этом этапе необходимо помочь школьнику сделать правильный выбор, аргументированно доказать свою точку зрения, подготовить выступление, сообщение о результатах своей работы.

3-й этап — оценки и поощрения

  • Седьмой блок — экспертная оценка. После того как работа закончена, ее представляют специалистам на рецензию. Для рецензирования приглашаются специалисты местных вузов. При положительной рецензии работу готовят для представления на научную конференцию.
  • Восьмой блок — Участие в конференции. Школьники представляют свои работы на научную конференцию и защищают их.
  • Девятый блок — Поощрения. По результатам выступлений авторы лучших работ могут быть отмечены дипломом, призами, почётными медалями, поездками и т. п.

К оформлению исследовательских работ предъявляются определенные требования, чтобы учащиеся правильно оформляли работу. В центре разработано методическое пособие «Как оформить исследовательскую работу». Пособие помогает решить две задачи: 1- помочь школьнику написать и оформить исследовательскую работу в соответствии с требованиями вузов и государственных стандартов; 2 — сохранить время для изучения требований оформления курсовых и дипломных работ в вузе.

Организационные формы развития учебно-исследовательской деятельности

Главным принципом работы с учащимися, на наш взгляд, должен являться принцип предоставления возможностей (или создания условий) для предметной творческой деятельности и диагностики продуктивности (значимому для ребенка результату- этой деятельности за определенный период. Предоставление таких возможностей реализуется в Центре дополнительного образования через разнообразные формы образовательной деятельности: групповые и индивидуальные учебные занятия; практикумы; выезды различной направленности; научно-исследовательские экспедиции; ежегодную открытую научно-практическую конференцию; ежегодную региональную научную стендовую выставку.

Центр дополнительного образования для детей города Снежинска является координационным центром городов АМО и ЗАТО (города Минатома). На базе центра действует региональная проектно-исследовательская школа — исследовательская деятельность складывается как система. Конференция и выставка являются наиболее перспективными формами образовательной деятельности, которые обеспечивают развитие элементов научного мировоззрения, общего кругозора, внутренней культуры и познавательной активности учащихся и способствуют развитию проектного подхода к развитию исследовательской деятельности учащихся.

Под влиянием исследовательской деятельности учащихся формируются педагогические кадры. Педагоги осваивают методики исследования и эксперимента, знакомятся с новейшими теоретическими разработками в области психологии мышления и креативности. Методическая служба центра помогает педагогам осваивать новейшие технологии и разработки. У педагогов возникает необходимость повышения уровня профессионального мастерства — в центре действует постоянная система консультаций, разработан цикл семинаров. Обмен опытом происходит не только на методических объединениях, семинарах педагогов центра, но и на совещаниях городов ЗАТО и АМО. Все эти мероприятия повышают эффективность образовательной работы, расширяют потенциал педагогов и влияют на качество образования, но в то же время возникает проблема коррекции образовательных программ. В Центре дополнительного образования постоянно идет процесс совершенствования форм организации исследовательской деятельности учащихся, планируется организация и проведение научно-исследовательской конференции. В связи с этим в ближайшее время предстоит решить следующую систему задач:

  • повышение профессиональной компетентности педагогов;
  • совершенствование эволюционного развития средств деятельности педагогов в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся;
  • разработка и реализация системы мониторинга качества образовательного процесса;
  • обеспечение психологического сопровождения индивидуального развития детей.
на первую страницу | наверх

© 2002-2011 Разработка сервера: Межвузовский "Физтех-центр". Администратор сайта : admin@researcher.ru
При создании сервера использованы АРП-технологии.

Arp.site