Авторы: Назаров А. В., директор
Загорская Е. В. , старший методист Центра
дополнительного образования, г. Снежинск Челябинской области
Стратегическая цель образования в России ориентирована на ребёнка, развитие его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самопознанию, самосовершенствованию и самореализации. Дополнительное образование детей сохраняет лучшие педагогические традиции — организацию разнообразных видов деятельности детей по интересам в сфере их свободного времени, создание творческого потенциала детей, подростков и юношества. Дополнительное образование — синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации.
Центр дополнительного образования для детей г. Снежинска прошел долгий путь развития и становления. В 1967 году состоялось открытие Дворца пионеров имени героя-космонавта В. М. Комарова, в сентябре 1970 года при Дворце пионеров было организовано «Научное общество учащихся» (секции истории, географии, астрофизики, радиоэлектроники, математики). Было положено начало исследовательской деятельности учащихся. В 1996 году Дворец получил новое название — Центр дополнительного образования для детей. Это многопрофильное учреждение, которое удовлетворяет разнообразные образовательные потребности различных категорий учащихся: одарённых и имеющих отклонения от нормы, развитых и ослабленных. Сохраняя лучшие традиции, в центре большое внимание уделяется учебно-исследовательской деятельности учащихся.
В Центре дополнительного образования обучаются дети от 6 до 18 лет. Количественный состав учащихся стабильный, на протяжении ряда лет центр посещают ежегодно более 2500 детей.
Учащийся, проявляющий интерес к тому или иному виду деятельности (техника, искусство, экология, экономика и т. д.), имеет возможность удовлетворить интерес к творческой и исследовательской деятельности, освоить разнообразные образовательные области. В Центре дополнительного образования есть все возможности для развития интеллектуальных и творческих способностей детей. В центре нет жесткой привязки к базовым знаниям, сама задача передачи знаний возникает только в связи с выбором конкретной творческой деятельности. Среди учащихся выявляются интеллектуальные и творчески активные, которые привлекаются к исследовательской деятельности, к творческим формам самовыражения, определяется, на какой этап обучения может записаться каждый ученик.
Структурная модель образовательного процесса Центра дополнительного образования
Структурная модель образовательного процесса в центре состоит из трёх ступеней или этапов: 1 — начальный; 2 — ремесленный; 3 — творческий (см. таблицу). У каждого этапа своя специфика, задачи, формы организации. Переход от этапа к этапу обосновывается какой-либо работой (исследования, проект, модель и т. д.) или результатом (участие в соревнованиях, конкурсах, концертах и т. д.). Данная модель имеет систематизирующие факторы:
- наблюдается законченность каждого этапа и создаются условия для перехода на следующий этап;
- соблюдается принцип открытости и мобильности;
- учащимся обеспечивается комфортная эмоциональная среда — «ситуация успеха» и развивающее общение.
Преемственность этапов образовательного процесса обеспечивается через организацию последовательной и внутренне согласованной системой образования с определённым набором образовательных программ. Полноценное образование — основное плюс дополнительное образование, доведённое до уровня культуры личности.
В последнее время все более актуальной становится проблема интеллектуального образования и воспитания учащихся, становление творческого потенциала человека, развитие личностных качеств исследователя, вовлечения школьников в исследовательскую деятельность. Юные исследователи — это потенциал современного российского общества. Центр дополнительного образования занимает особое место в городе в развитии исследовательской деятельности учащихся. В центре разработана и апробирована технология исследовательской деятельности учащихся, в основу которой положены педагогические принципы поэтапного формирования умственной деятельности. Организация исследовательской деятельности рассматривается педагогическим коллективом как важный фактор развития творческого потенциала личности, что позволяет достичь поставленной цели — сформировать у учащихся исследовательское мышление и решать следующие задачи:
- развивать интерес к исследовательской работе;
- развивать интерес к углублённому изучению наук;
- воспитывать гражданскую позицию;
- воспитывать высокие нравственные качества и духовную культуру учащихся.
В Центре дополнительного образования исследовательская деятельность учащихся ведется в четырех отделах: Экология, Техническая школа, Художественно-прикладное творчество, Экономическая школа.
Структурная модель образовательного процесса в Центре дополнительного образования для детей г. Снежинска
Уровни |
Задачи |
Содержание образования |
Организация образовательного процесса |
Итог освоения ступени |
Первый этап — начальный (ориентация и адаптация)
Уровень действия детей — репродуктивное самостоятельное воспроизведение. Уровень достиже ний — информированность или усвоение определенного объема знаний и способность репродуктировать их. Грамотность — как способность исполь зовать основные способы познавательной деятель ности. | Включение ребенка в систему дополнительного образования. Выявление и развитие способностей, склон ностей, интереса. Создание условий для пробуждения креативности каждого ребенка. Развитие позитивной мотивации, потребности к познанию мира и ценностей культуры. |
Ориентация — первое самое дина мичное звено. Суть его — соедине ние в мотиве внутренней потребнос ти (хочу), ценностных установок и ориентация ребенка с внешней необходимостью (надо пойти, посмот реть, записаться, познакомиться). Началом этой ступени образова тельного процесса становится прос ветительское и информационнорекламное представление программ по направлениям деятельности уч реждения, демонстрация успехов де тей и педагогов. Адаптация — организация содержа ния действий человека, выработка разнообразных действий, способов действий. |
Учебные группы, игровые объединения. Программы с диагностической, озна комительной направленностью. |
Развивается любознательность ребенка, как основа его познавательной активности, креативные способности через методику инновационного обучения, развиваются навыки общения. |
Второй этап — ремесленный
Уровень действия детей — репродуктив ное, алгоритмическое действие. Уровень достиже ний - функциональная грамотность или способность решать стандартные задачи в различных сферах жизнедеятельности. |
Создание условий для свободы выбора и переноса опыта творчест ва, приобретенного в конкретной деятельности на другие виды, т. е. усвоение ребенком алгоритмов творчества и развития общих для всех видов деятельнос ти свойств личности. |
Ребенок не просто демонстрирует способность воспроизводить усво енный материал, но и показывает умение самостоятельно действовать, выбирать способ решения. Он са мовыражается. В группе, в объединении это делает каждый и все понимают друг друга, обмениваются способностями. |
Пространство профильных групп, школ, специализированных объединений с комплексом разноуровневых программ, направленных на общекультурное и профильное образование. |
Формирование самооценки, достоинств, определения своего «Я». |
Третий этап — творческий
Уровни действия — продуктивно-эвристическое действие, про дуктивно-творческое действие. Уровни достижени й — компетентность об щекультурная, доста точная для творческой деятельности, самореализации личности, а также способность личности оценивать границы собственной компетентности. Kомпетентность допрофессиональная — достаточная для начального выбора профессии. |
Создание условий для освоения основ допрофессиональной деятельности. Создание условий для освоения основ специализации, выявление и развитие специальных способностей и интересов детей. Разработка программы личностного развития. Создание условий для реализации программы индивидуального развития особо одаренных детей. |
Продуцирование — преобразование человеком внешней среды, вынуждающее его находить, изменять, приспосабливать механизмы ориентации, адаптации. Эта ступень образовательного процесса связана с тем, что ребенок осваивает на основе своего выбора, знания способы действий с предметом, обнаруживает не только возможности этого предмета в удовлетворении своих потребностей, но и свои способности. Тем самым он самоутверждается, приобретает способность творить. |
Организованное индивидуальное образование и ранняя профориентация в студиях, театрах-студиях, школах, творческих мастерских, других формах и участие в целевых программах учреждения. |
Определение специальных способностей, профессиональноориентирован ный выбор. |
Технология организации учебноисследовательской деятельности
Специалисты Центра дополнительного образования, организуя работу со школами города по программам развития исследовательской деятельности учащихся, пытаются разработать некую обобщенную педагогическую технологию вовлечения школьников в продуктивную, познавательную и учебно-исследовательскую деятельность.
Разработанная нами технология включает девять блоков, в которых, в свою очередь, можно условно выделить по три этапа: подготовительный этап, этап интенсивной работы и этап оценки и поощрения.
1-й этап — подготовительный
- Первый блок — Тема работы. На первом этапе происходит выбор и формирование заинтересовавшей темы, формирование групп учащихся по интересам. Главное на этом этапе — заинтересовать школьников выбранной и сформулированной ими темой. От этого во многом зависит результат работы.
- Второй блок — «Образ» поиска. Для того чтобы не искать черную кошку в темной комнате, учащимся необходимо помочь чётко сформулировать проблему или, другими словами, прояснить «Образ» поиска — «Что именно я хочу узнать?». «Образ» должен быть конкретным и находиться в определенной области знаний.
- Третий блок — Алгоритм формирования «Образа». Алгоритм формирования «Образа» может включать известные методы поиска решений и зависит от индивидуальных особенностей детей, от имеющегося банка данных, средств компьютерной поддержки и т. д. В любом случае алгоритм должен быть составлен так, чтобы поиск шел от простой информации к более сложной.
2-й этап — продуктивной работы
- Четвертый блок — Поиск информации. Поиск информации — достаточно трудоемкая работа и может занимать много времени. Он включает общение школьника с педагогом, со сверстниками, учителями школы, может включать запрос в научные учреждения страны и поиск в компьютерных базах данных через компьютерные сети. При этом школьник стремится овладеть опытом ориентирования в потоках информации, работы с научной литературой, оценки и отбора информации, относящейся к намеченному «Образу».
- Пятый блок — Анализ и оценка полученной информации, принятие решения. После того как информация получена, ее необходимо проанализировать, оценить, проверить на соответствие требованиям «Образа». Анализ проводится через систему персональных отчётов и обсуждений. Если полученная информация требует уточнения, то возможно возвращение в один из предыдущих блоков для продолжения поиска.
- Шестой блок — Использование собранных данных. На этом этапе необходимо помочь школьнику сделать правильный выбор, аргументированно доказать свою точку зрения, подготовить выступление, сообщение о результатах своей работы.
3-й этап — оценки и поощрения
- Седьмой блок — экспертная оценка. После того как работа закончена, ее представляют специалистам на рецензию. Для рецензирования приглашаются специалисты местных вузов. При положительной рецензии работу готовят для представления на научную конференцию.
- Восьмой блок — Участие в конференции. Школьники представляют свои работы на научную конференцию и защищают их.
- Девятый блок — Поощрения. По результатам выступлений авторы лучших работ могут быть отмечены дипломом, призами, почётными медалями, поездками и т. п.
К оформлению исследовательских работ предъявляются определенные требования, чтобы учащиеся правильно оформляли работу. В центре разработано методическое пособие «Как оформить исследовательскую работу». Пособие помогает решить две задачи: 1- помочь школьнику написать и оформить исследовательскую работу в соответствии с требованиями вузов и государственных стандартов; 2 — сохранить время для изучения требований оформления курсовых и дипломных работ в вузе.
Организационные формы развития учебно-исследовательской деятельности
Главным принципом работы с учащимися, на наш взгляд, должен являться принцип предоставления возможностей (или создания условий) для предметной творческой деятельности и диагностики продуктивности (значимому для ребенка результату- этой деятельности за определенный период. Предоставление таких возможностей реализуется в Центре дополнительного образования через разнообразные формы образовательной деятельности: групповые и индивидуальные учебные занятия; практикумы; выезды различной направленности; научно-исследовательские экспедиции; ежегодную открытую научно-практическую конференцию; ежегодную региональную научную стендовую выставку.
Центр дополнительного образования для детей города Снежинска является координационным центром городов АМО и ЗАТО (города Минатома). На базе центра действует региональная проектно-исследовательская школа — исследовательская деятельность складывается как система. Конференция и выставка являются наиболее перспективными формами образовательной деятельности, которые обеспечивают развитие элементов научного мировоззрения, общего кругозора, внутренней культуры и познавательной активности учащихся и способствуют развитию проектного подхода к развитию исследовательской деятельности учащихся.
Под влиянием исследовательской деятельности учащихся формируются педагогические кадры. Педагоги осваивают методики исследования и эксперимента, знакомятся с новейшими теоретическими разработками в области психологии мышления и креативности. Методическая служба центра помогает педагогам осваивать новейшие технологии и разработки. У педагогов возникает необходимость повышения уровня профессионального мастерства — в центре действует постоянная система консультаций, разработан цикл семинаров. Обмен опытом происходит не только на методических объединениях, семинарах педагогов центра, но и на совещаниях городов ЗАТО и АМО. Все эти мероприятия повышают эффективность образовательной работы, расширяют потенциал педагогов и влияют на качество образования, но в то же время возникает проблема коррекции образовательных программ. В Центре дополнительного образования постоянно идет процесс совершенствования форм организации исследовательской деятельности учащихся, планируется организация и проведение научно-исследовательской конференции. В связи с этим в ближайшее время предстоит решить следующую систему задач:
- повышение профессиональной компетентности педагогов;
- совершенствование эволюционного развития средств деятельности педагогов в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся;
- разработка и реализация системы мониторинга качества образовательного процесса;
- обеспечение психологического сопровождения индивидуального развития детей.