Исследователь Исследователь

Исследователь
  
новости  |  о проекте  |  карта сайта  |  форум  |  подписка на новости
Разделы сайта

Другие материалы
ПРАКТИКА
Версия для печати

Продуктивные формы организации исследовательской деятельности со школьниками


Автор: Верига Сергей Викторович, педагог дополнительного образования Станции юных натуралистов, г. Арсеньев Приморского края

Около десяти лет автор ведет занятия кружка городской станции юннатов. За эти годы появились свои наработки и подходы к развитию у детей навыков ведения исследовательской работы.

Основное правило, которого автор придерживается при организации исследовательской деятельности: исследуемый объект нужно изучать «на его территории», т. е. в естественной среде. Находясь в «поле», дети испытывают большие эмоциональные переживания, нежели в лабораторных или аудиторных условиях; здесь действует целый комплекс психологических факторов, вызванных спецификой экспедиционной жизни. Лабораторная работа в большей степени интересна уже сложившемуся исследователю.

Свой первый полевой лагерь мы организовали в 1995 году в сорока километрах от Арсеньева, на берегу маленькой таежной речки Лукинки. Именно она дала название всем нашим ежегодным лагерям — «Лукинка». Впоследствии мы добавляли только порядковый номер. В 2002 году мы провели уже «Лукинку-6». Причем место для лагеря было выбрано на берегу другой — самой крупной реки Приморского края — Уссури.

К работе в лагере по возможности привлекаются специалисты, работающие в ближайших институтах. Благо, что в городе Владивостоке, а это всего 250 км от нас, базируется Дальневосточное отделение РАН. Несмотря на всеобщую «капитализацию», еще встречаются энтузиасты, готовые работать бесплатно, хотя иногда нам приходилось организовывать свой лагерь и без участия ученых. Приглашенные специалисты проводят беседы, экскурсии, практические занятия и т. п. Но это не самое главное. Все это педагог, при желании, сможет сделать и самостоятельно. Специальная литература, консультации у тех же специалистов, педагогический опыт — помощники учителя. Ученый ведет работу над специальной темой, и дети, видя эту работу, начинают понимать, что с ними не играют в науку. Они наблюдают за исследованиями, со временем пытаются участвовать и в результате втягиваются в процесс. Ученый перестает восприниматься как педагог — они становятся партнерами. А кому хочется выглядеть дилетантом перед партнером? Вот тут-то и приходится учиться, а уж это дети могут делать иногда получше взрослых.

Знание нельзя дать — его можно только взять. Берется то, что действительно нужно. Задача преподавателя — создать такие условия, при которых ученик ощущает необходимость для себя новых знаний.

В своей работе мы столкнулись с тем, что классическая модель организации исследований не всегда дает положительный результат. Вначале мы пытались следовать общей схеме, лишь немного адаптировав ее для детей: выбор темы, определение цели и задач исследования — изучение литературы, консультации у специалистов — сбор материала — камеральная обработка и оформление результатов — защита (публикация).

Трудности возникли уже на первом этапе работы. Ребенку сложно самостоятельно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. Часто вопросы оказываются изученными досконально и обнародованы в известных публикациях. В некоторых случаях юные исследователи ставят перед собой такие цели, которые можно достичь (если очень повезет) только подключив к работе весь научный потенциал планеты. Зачастую приходилось объяснять ребятам всю бесперспективность изучения поведения амурского тигра, и особенно его способов охоты, путем наблюдения в природе. Тема, определенная руководителем, не всегда отражает «мечты и чаяния народа», а второй этап (изучения литературы) оказывается скучным и неинтересным. Здесь чаще всего гаснет интерес к исследованиям.

Классическая схема подходит только для сформировавшегося исследователя.

В кружке мы работаем по-иному: обнаружение интересного факта — осваивание методов изучения объекта или явления — определение целей и задач — дополнительные исследования — камеральная обработка и оформление результатов — защита (публикация).

Интересная тема возникает при знакомстве с каким-либо объектом или явлением (чаще всего это случается тогда, когда дети находятся в полевом лагере). Затем начальная заинтересованность перерастает в желание узнать побольше об обнаруженном факте. Дети начинают добывать информацию у консультантов, пытаются проводить эксперименты.

Здесь уже необходимо участие руководителя: он должен дать общие рекомендации по исследованию, определить перспективы работы. Совместно обозначаются цель и задачи работы, составляется план дальнейших действий ребенка или группы. На всех этапах исследовательской работы необходима искренняя заинтересованность и поддержка руководителя — часто от этого зависит общий исход дела.

Поскольку темы работ достаточно разнообразны, то возникает необходимость консультироваться со специалистами различных областей науки. Организация таких встреч — обязанность руководителя. Эти встречи становятся для детей незабываемыми и дают дополнительный импульс в работе. Кроме того, уточняются цели и задачи, рекомендуются конкретные методики, оказывается помощь в знакомстве с научной литературой.

Для начинающего исследователя чрезвычайно важным является публичное обсуждение результатов своих исследований. Одна из главных проблем города Арсеньева — невозможность участия ребят в различных конкурсах, конференциях, чтениях и т. п. из-за географической удаленности нашего региона от центра. Единственной реальной возможностью выступить является Краевая олимпиада по экологии. Там ребята пробуют свои силы в защите работ. Особое значение для нас приобретает Конкурс им. В. И. Вернадского. Мы не питаем иллюзий по поводу возможности участия в финале. Но для ребят, несомненно, является важным получение независимой рецензии на свою работу из далекой Москвы. Возможно, решение проблемы лежит в организации подобных конкурсов на уровне федеральных округов либо в использовании современных средств коммуникации.

Безусловно, необходимо создавать такие условия, которые помогут подрастающему поколению реализовать себя. Ведь участие в конференции или конкурсе служит для ребенка подтверждением необходимости его работы и воспитывает чувство ответственности за собственную деятельность. Как знать? Возможно, поездка в большой научный центр поможет юному исследователю в дальнейшем стать большим ученым. В любом случае необходима помощь местных общественных организаций.

на первую страницу | наверх

© 2002-2011 Разработка сервера: Межвузовский "Физтех-центр". Администратор сайта : admin@researcher.ru
При создании сервера использованы АРП-технологии.

Arp.site