Исследователь Исследователь

Исследователь
  
новости  |  о проекте  |  карта сайта  |  форум  |  подписка на новости
Разделы сайта

Другие материалы
ПРАКТИКА
Версия для печати

Развитие исследовательской деятельности учащихся в Бийском лицее


Автор: Грикалова Анжелика Егоровна, преподаватель русского языка кафедры словесности Бийского лицея, г. Бийск Алтайского края

Бийский лицей Алтайского края — инновационное учреждение, в котором изначально были созданы условия для развития исследовательской деятельности не только преподавателей, но и учащихся. Коллектив учителей Бийского лицея разделен на кафедры, во главе которых находятся люди, имеющие опыт научно-исследовательской работы.

Исследовательская работа учащихся организована как на уроках, так и во внеурочное время. С изменением целей образования, изменяются и цели учебно-исследовательской работы, направленные на переориентацию деятельности преподавателя от информационной к организационной работе по руководству учебно-познавательной, учебно-исследовательской и профессионально-практической деятельности учащихся.

На первом этапе самостоятельные мини-исследования, организованные на уроках географии и истории на основе краеведческого компонента, используются как одна из форм контроля знаний учащихся, формирования умения использовать общие принципы научного мышления. Это особенно актуально в условиях развивающейся специализации областей знаний и расширения технических и экспериментальных возможностей при моделировании общих подходов к решению творческих и познавательных задач. Для освоения навыков исследовательской работы, например, на уроках химии основная нагрузка ложится на лабораторный практикум, который является сочетанием экспериментальной задачи, расчетной части и теоретической работы в виде формирования научной гипотезы и выводов и отражает основные этапы научно-исследовательской деятельности. Приобретенные навыки экспериментальной работы и освоение принципов исследовательской деятельности находят свое дальнейшее развитие в разработке проектов в области химии, техники, экологии. Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии, знакомя их с основными методологическими принципами такого рода деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, анализ литературных и экспериментальных данных, теоретическое обоснование, выводы по достигнутым результатам), преподаватель подготавливает ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала, самораскрытия и самореализации личности.

В процессе работы над исследованием у учащихся формируются умение анализировать и обобщать, сравнивать, выбирать методы, наиболее приемлемые для работы, самостоятельно подбирать литературу, составлять библиографию, готовить тезисы, рефераты, овладевать основными приемами ведения дискуссии и т. п.

Профильное обучение способствует углублению отдельных предметов. Так, на гуманитарном отделении лицея учащиеся изучают стилистику, риторику, лингвистику.

Реализация деятельностного подхода в рамках лицейских курсов с учетом профильного образования приводит к ярко выраженной потребности учащихся не только приобретать и применять полученные знания, но и самим вырабатывать их, что находит свое воплощение в организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в системе дополнительного образования.

Поэтому второй этап работы выходит за рамки урока. На факультативных занятиях учащиеся знакомятся с предлагаемым перечнем тем, вносят коррективы, предлагают свои формулировки или очерчивают круг проблем, которые вызывают интерес. В лицее разработаны основные критерии отбора тем для исследования: теоретическая и практическая значимость темы; соответствие познавательным возможностям учащихся; дискуссионный, проблемный характер материала; доступность материала, на базе которого организовано исследование.

Предлагаемые кафедрой словесности темы очень разнообразны: от темы «Роль детали и хронотопа в структуре художественного произведения» до изучения влияния молодежного сленга на культуру речи подрастающего поколения.

После обсуждения тем каждый ученик получает конкретное задание, если у учащихся возникает желание, они объединяются в группы или пары. Исследуя одну и ту же проблему, учащиеся не дублируют друг друга (каждый выполняет свою часть работы), но являются прекрасными рецензентами, владеющими полной информацией по теме.

В ходе работы с литературой составляется программа исследования, происходит регулярное обсуждение этапов работы, научный руководитель проводит консультации по возникающим вопросам согласно следующим принципам: способы устранения проблемной ситуации; пути поиска новой информации; нахождение причин, затрудняющих реализацию замысла; варианты воплощения замыслов.

После проведения исследования учащиеся переходят к подготовке представления своей работы. Большое внимание уделяется оформлению работы и технологии ее презентации. Проводятся «генеральные репетиции» защиты рефератов и проектов на сборе творческой группы, перед преподавателями кафедр. Завершающим этапом в разработке проекта или осуществлении исследовательской работы лицеистов является публичная защита результатов своей деятельности в виде доклада на лицейских научных конференциях, которые проходят регулярно в апреле-мае. Работа организуется по секциям. Все учащиеся 9-11-х классов участвуют в работе секций в соответствии с их интересами, обсуждают, анализируют, дают рекомендации, задают возникшие у них вопросы. По окончании работы секций проводится общий сбор, где не только подводятся итоги, но и звучат отзывы об организации конференции и предложения по улучшению ее работы.

Такая форма работы позволяет пройти апробацию исследований, поднимает их на более качественный уровень. Общественное признание позволяет поверить в свои силы, сформировать умение показать незнакомой аудитории свои возможности и достижения, что становится важным и при выборе дальнейшего жизненного пути.

на первую страницу | наверх

© 2002-2011 Разработка сервера: Межвузовский "Физтех-центр". Администратор сайта : admin@researcher.ru
При создании сервера использованы АРП-технологии.

Arp.site