Исследователь Исследователь

Исследователь
  
новости  |  о проекте  |  карта сайта  |  форум  |  подписка на новости
Разделы сайта

Другие материалы
ПРАКТИКА
Версия для печати

Организация исследовательской деятельности учащихся в лицее


Авторы: Кожевникова О. Л., заместитель директора по научно-методической работе
Сластникова М. В., руководитель секции «Искусствоведение» и «Краеведение», лицей № 18, г. Сарапул Удмуртской Республики

Традиционное образование является закрытой, жестко структурированной системой, задающей для всех одни и те же параметры. В ХХ веке отчетливо обозначился и продолжает нарастать ее кризис. Сегодня школа не может ограничиваться только трансляцией тщательно отобранных знаний.

Развивающая образовательная среда — это созданная учителями, учащимися и родителями атмосфера интеллектуального поиска и творческой деятельности, составная часть общения и воспитания.

В нашем лицее создаются все условия для успешной исследовательской деятельности учащихся. Это не отдельный элемент образовательной среды, а система, отражающая ориентированность лицея на творческий поиск.

Главными задачами учебно-исследовательской работы в нашем лицее являются:

  • выявление одаренных детей и обеспечение реализации их творческого потенциала;
  • развитие художественных и научных способностей на основе углубленного изучения определенных предметов;
  • развитие аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и проведения исследований.

Исследовательская работа способствует развитию таких качеств, как наблюдательность, воображение, продуктивное поисковое мышление, инициативность, самостоятельность, ответственность, вера в собственные силы.

В ходе выполнения исследовательской работы ребята обучаются:

  • видеть проблему;
  • самостоятельно ставить задачи;
  • планировать, учитывать, контролировать, оценивать свою работу;
  • овладевать навыками конструктивного общения, что включает: умение выступать перед публикой, связно излагать свои мысли в процессе полемики, аргументированно говорить, владеть вниманием аудитории, выслушивать других, задавать вопросы по проблемам выступления, с достоинством выходить из острых ситуаций.

Рассмотрим организационную структуру учебно-исследовательской, творческой и поисковой деятельности учащихся:

  • структуры, действующие в постоянном режиме (секции научного общества учащихся; исследовательские лаборатории);
  • органы управления, объединения, действующие эпизодически (педагогический совет, научно-методический совет, экспертный совет, кафедры);
  • органы временного действия (научно-практическая конференция).

Структура, действующая в лицее № 18 города Сарапула в постоянном режиме, - это научное общество учащихся «Мысль», созданное в 1994 году. Оно состоит из отделений по образовательным областям. Отделения разбиты на секции по предметам и исследовательские лаборатории. Научное общество учащихся «Мысль» включает отделения точных наук, естественных наук и гуманитарных наук.

В состав отделения точных наук входят секции математики, действующие под началом школьных учителей. Под руководством преподавателей вузов в исследовательских лабораториях идет работа по индивидуальным программам с одаренными детьми.

В состав отделения естественных наук входят секции географии и творческая группа «ЕНОТ», занимающаяся исследовательской деятельностью на межпредметном уровне (физика, химия, биология). Уровень подготовки членов группы настолько высок, что дает возможность ребятам участвовать в Республиканском естественно-научном турнире.

В состав отделения гуманитарных наук входят секции литературоведения, философии, истории, английского языка, искусствоведения и краеведения.

Ученическая исследовательская работа включает в себя многие виды деятельности. Ребята слушают лекции, посещают лабораторные и практические занятия. Некоторые семинары проходят в городских и школьных библиотеках, в архивах и в фондах музеев. Проводятся экскурсии на метеостанцию, в городскую пожарную часть, в церкви. Юные исследователи приобретают навык самостоятельной работы по написанию рефератов, подготовки выступлений на конференциях. В лицее разработаны специальные методики проведения деловых игр и дискуссий.

Научно-практические конференции являются итоговой формой исследовательской деятельности учащихся. В нашем лицее это ежегодная весенняя научно-практическая конференция «Лицеада», проходящая с 1994 года. Экспертные комиссии в соответствии с критериями определяют лауреатов. Подведение итогов и объявление лауреатов школьной научно-практической конференции «Лицеада» проходит в виде торжественной церемонии.

Школьники получают возможность выступать на региональных и всероссийских конференциях: республиканской конференции «Юность. Наука. Общество», всероссийской открытой конференции учащихся «Юность. Наука. Культура» в городе Обнинске, на международной конференции «Старт в науку» на базе МФТИ в городе Долгопрудный.

Организация исследовательской и творческой деятельности учащихся предусматривает определенные механизмы повышения эффективности образовательного процесса. Это подбор и расстановка кадров с учетом личностных качеств, психологических особенностей, научных приоритетов.

Контроль за учебно-исследовательской деятельностью подразумевает не инспектирование, а помощь и поддержку и осуществляется в процессе отчетов руководителей научного общества учащихся о проделанной работе перед методическим советом, а также при проверке документации. Данные контроля необходимы для подведения итогов учебно-исследовательской деятельности школы в конце года. Они необходимы также для регулирования и коррекции методик. Педагогический коллектив участвует в процессе контроля и анализа, что является стимулом развития учебно-исследовательской деятельности.

Для достижения хороших результатов необходимо:

  • четкое представление ожидаемых результатов и сроков их достижения как руководителями, так и членами научного общества учащихся;
  • заинтересованность в достижении намеченных результатов;
  • система поощрений всех участников исследовательской работы на разных ее этапах.

Положением о работе научного общества учащихся за учителемруководителем закрепляется 20-процентная надбавка от ставки учителя. Она вносится в тарификацию. За особую результативность (лауреатство на конференциях регионального и всероссийского уровней) выплачиваются премии в соответствии с положением о премировании.

Остановимся отдельно на описании опыта работы с детьми в секциях «Искусствоведение» и «Краеведение» научного общества учащихся.

Исследовательская работа в лицее в секциях «Искусствоведение» и «Краеведение» в основном связана с изучением и художественным осмыслением культуры и искусства нашего края — Удмуртии. Проблемы народного искусства, его национальная специфика — основные направления исследовательской деятельности лицеистов. Ребята обращаются к творчеству коренного населения Удмуртии: фольклору, прикладному творчеству, архитектуре.

Одним из важных этапов научной работы с детьми является разработка индивидуальных планов исследований. При этом необходимо учитывать возраст ребенка, его способности, степень подготовленности, интерес и склонность к определенной теме исследования.

Основу секций составляют школьники 12-13 лет. К этому возрасту дети уже способны с помощью педагога «добывать» знания из научной и научно-популярной литературы, анализировать полученную информацию, использовать соответствующую терминологию, вступать в полемику. Сложнее детям делать выводы и умозаключения. Здесь особенно необходима помощь педагога. Дети могут высказывать и выражать свое отношение к поставленной проблеме, создавая свои собственные творческие проекты, модели, рисунки.

Тематика научных и творческих работ и проектов весьма разнообразна, например: «Удмуртские народные традиции в моделировании современной одежды», «Заветная мелодия удмуртского костюма», «Купеческие дома Сарапула. Сравнительная характеристика архитектурных стилей», «Свет русского зодчества. Храмы Сарапула», «Информационно-эстетический потенциал памятников архитектуры начала ХХ века: дома и дачи П. А. Башенина».

Дети пытаются разобраться в самом процессе исследования, привлекают архивные и музейные материалы, труды научных авторитетов в области искусствоведческих и исторических наук. Юные исследователи создают собственные проекты, эскизы, схемы, рисунки, иллюстрации, макеты, модели одежды. Это — первые серьезные попытки детей в исследовательской и творческой деятельности. Возможно, эти работы не являются еще целостными и законченными — они любопытны своей непосредственностью, свежим восприятием и оригинальным решением поставленных задач.

на первую страницу | наверх

© 2002-2011 Разработка сервера: Межвузовский "Физтех-центр". Администратор сайта : admin@researcher.ru
При создании сервера использованы АРП-технологии.

Arp.site