Исследователь Исследователь

Исследователь
  
новости  |  о проекте  |  карта сайта  |  форум  |  подписка на новости
Разделы сайта

Другие материалы
ПРАКТИКА
Версия для печати

Учебно-исследовательские проекты как средство развития ноосферного мышления школьников


Буковский Михаил Евгеньевич, заведующий организационно-массовым отделом ЦДЭ г. Моршанска Тамбовской области, аспирант кафедры физической географии и краеведения ТГУ им. Г. Р. Державина

Ноосферное мышление предполагает умение проектировать и прогнозировать последствия своего взаимодействия с окружающим миром, способность принимать решения в ситуациях нравственного выбора, ответственность за своё поведение. Не случайно в седьмом докладе Римского клуба «Нет пределов обучаемости» впервые прозвучала мысль о том, что обучение должно быть «предвосхищающим, а не запаздывающим, как сегодня». Современное обучение лишь адаптирует человека к уже свершившемуся и не учит его строить будущее, то есть не формирует человека с ноосферным мышлением.

Разработка учебно-исследовательских проектов школьниками является, на наш взгляд, эффективным средством формирования их ноосферного мышления. Особую роль в этом процессе играют учебно-исследовательские проекты, которые разрабатываются на краеведческом материале, так как проблемы родного края личностно значимы для детей и их решение представляет особый интерес.

Среди учебно-исследовательских проектов, которые разрабатываются старшими воспитанниками Детского экологического центра г. Моршанска, следует отметить такие, как: «Сравнительная характеристика экологического состояния реки Цны до и после г. Моршанска», «Учёт количества автотранспорта в центральной части г. Моршанска», «Экологическое состояние ручья Лештавка» и др.

Работа над проектами длится в течение нескольких месяцев и включает в себя: изучение литературы по теме исследования, выбор методики, проведение самого исследования, обработку его результатов, на основе которых делаются выводы и предлагаются рекомендации по улучшению состояния исследуемого объекта.

Разработка учебно-исследовательских проектов делает мышление обучающихся раскрепощённым, свободным, творческим, а самого обучающегося соучастником воспитательного процесса.

Руководство учебно-исследовательским проектом помогает творчески развиваться и самому педагогу. Например, в процессе работы над проектом «Учёт количества автотранспорта в центральной части г. Моршанска» пришло решение усовершенствовать методику исследования и обобщения результатов и создать карту-схему интенсивности транспортного потока в центральной части г. Моршанска. Карта-схема была составлена методом изолиний с прослойкой окраской. Изолинии наносились методом интерполяции. Автор этого усовершенствования M. Е. Буковский. А в процессе работы над проектом «Сравнительная характеристика экологического состояния реки Цны до и после г. Моршанска» была усовершенствована методика изучения активности протеолитических ферментов в донных отложениях на рентгеновской плёнке. С помощью фотоувеличителя места с разрушенным желатиновым слоем на рентгеновской плёнке проецировались на миллиметровую бумагу в увеличенном виде и могли быть на ней отмечены. Это позволило достаточно просто и точно высчитать процент разрушенного желатинового слоя, разделив площадь мест с разрушенным желатиновым слоем на общую площадь рентгеновской плёнки. По этим расчётам можно более точно, нежели ранее судить об активности протеолитических ферментов, а следовательно, и о процессе очищения донного грунта от белкового загрязнения.

Для каждого человека важно признание его труда другими людьми. Воспитанники ЦДЭ имеют возможность доложить о своих исследованиях на юношеских чтениях им. В. И. Вернадского, которые ЦЦЭ проводит ежегодно совместно с институтом естествознания ТГУ им. Г. Р. Державина, а также на научно-практических конференциях школьников в городе, в области и даже на федеральном уровне.

Учебно-исследовательский проект «Сравнительная характеристика состояния реки Цны до и после г. Моршанска», разработанный Игорем Арьковым, отмечен дипломом юношеских чтений им. В. И. Вернадского и дипломом победителя на областной научно-практической конференции в областном Центре «Бионика». Кроме того, проект отмечен на конкурсе детских экологических проектов им. Н. Н. Моисеева «Человек на Земле» в г. Москве.

Игорь Логинов со своим учебно-исследовательским проектом «Учёт количества автотранспорта в центральной части г. Моршанска» успешно выступил на Всероссийской олимпиаде школьников по экологии в г. Кисловодске.

Выступления на юношеских чтениях и конференциях дают возможность воспитанникам ЦДЭ научиться отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать других, вести диалог. Эти и перечисленные выше качества необходимы человеку будущего, человеку с ноосферным мышлением.

Таким образом, разработка учебно-исследовательских проектов воспитанниками ЦДЭ, их участие в научно-практических конференциях разного уровня и результаты этого участия говорят о качестве, важности и необходимости работы Центра в данном направлении.

на первую страницу | наверх

© 2002-2011 Разработка сервера: Межвузовский "Физтех-центр". Администратор сайта : admin@researcher.ru
При создании сервера использованы АРП-технологии.

Arp.site