Исследователь Исследователь

Исследователь
  
новости  |  о проекте  |  карта сайта  |  форум  |  подписка на новости
Разделы сайта

Другие материалы
ПРАКТИКА
Версия для печати

Опыт организации исследовательской деятельности учащихся в городе Арзамасе


Малафеева Е. Ф., Марина А. В., Трифонова С. Н., Любова Е. В., Молодёжный экологический центр, школа № 16, г. Арзамас

Первопроходцами в деле организации экологической исследовательской деятельности со школьниками в нашем городе по праву можно считать школу № 16 с углублённым изучением отдельных предметов.

В начале 1990-х годов, когда в городе и районе заговорили об огромном количестве экологических проблем, учащиеся школы под руководством преподавателей биологии, географии и химии начали изучение состояния воздушного и водного бассейнов города и района. Полученные результаты оформлялись в виде исследовательских проектов, авторы которых принимали участие в практической части областных экологических олимпиад и конкурсах. Через некоторое время, когда исследовательской деятельностью начали заниматься учителя и учащиеся других школ, назрела насущная потребность поднять эту работу на более высокий научный уровень, который могли обеспечить высококвалифицированные специалисты естественно-географического факультета (ЕГФ) Арзамасского государственного педагогического института (АГПИ). Это стало одной из причин создания Молодёжного экологического центра (МЭЦ) города при АГПИ.

МЭЦ был создан в 1997 году с целью реализации программы «Организация эколого-краеведческих исследований как одно из направлений реализации экологического образования» и объединил все общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, естественно-географический факультет педагогического института и Комитет по экологии и охране природы администрации города. Его работа проходит по нескольким направлениям, одним из которых является организация исследований состояния окружающей среды своего региона.

Исследования ежегодно ведутся по флористическому, фаунистическому, лихеноиндикационному, гидрохимическому, гидробиологическому (беспозвоночные и альгофлора), природоохранному и этнографическому направлениям. Приоритетными методами исследований являются биоиндикационные. Последние три года активно используется оценка здоровья среды методом флуктуирующей асимметрии.

Работа по развитию навыков исследовательской деятельности зимой проходит на базе лабораторий ЕГФ АГПИ, летом — на биостанции института. Зимняя школа работает с октября по июнь, летняя в виде эколого-туристического лагеря — в конце июля — начале августа. Ряд исследований проходит в июне в городских условиях или во время пребывания студентов ЕГФ на биостанции. Программа школ рассчитана на трёхлетнее обучение. Первый год предполагает освоение методик исследований по разным направлениям, выполнение одной индивидуальной работы. Второй год — выбор конкретного направления исследовательской деятельности и выполнение индивидуальной работы или участие в выполнении комплексных исследований Пустынского заказника. Третий — продолжение индивидуальных исследований, участие в городских, областных и Всероссийских конференциях и конкурсах исследовательских работ.

Ежегодно в зимней и летней школах обучается до 80 детей. Занятия ведут как высококвалифицированные преподаватели ЕГФ, так и учителя школ, бывшие выпускники факультета, а также подготовленные студенты — инструкторы ЕГФ. По завершении работы летней школы проводится конференция, на которой проходит презентация лучших работ.

Исследовательская работа школьников в основном проводится на особо охраняемых территориях города и Арзамасского района.

Работа зимней школы проходит по программе «Организация исследований состояния окружающей среды своего региона», разработанной ведущими преподавателями ЕГФ АГПИ. Деятельность летней школы конкретизирует данную программу по всем направлениям исследований, акцентируя особое внимание на самостоятельной исследовательской работе школьников методами биоиндикации. Приведём в качестве примера программу одного из направлений:

Альгофлористические исследования

Цель: Изучение структуры водных экосистем и её нарушения под воздействием человека. Познакомить учащихся с особенностями оценки качества воды водоёмов с использованием одного из методов экологического мониторинга альгоиндикации.

Задачи:

  • расширение и углубление теоретических знаний учащихся о водорослях как группе низших растений и объекте экологического мониторинга;
  • развитие морфологических умений распознавания водорослей по внешним признакам и наблюдение за объектами в их естественной среде обитания;
  • воспитание нравственного отношения к природе.

Тематика занятий для слушателей I года обучения

  1. Понятие о водорослях. Общая характеристика водорослей. Экскурсия в природу.
  2. Методы изучения и сбора водорослей. Водоёмы и их жизнь.
  3. Ознакомление с водорослями в их естественной среде обитания. Отбор проб водорослей, их фиксация.
  4. Методика приготовления препаратов для изучения водорослей.
  5. Методы качественного анализа водорослей.
  6. Мониторинг окружающей среды и водных систем.

Тематика занятий для слушателей II года обучения

  1. Водная и прибрежно-водная растительность.
  2. Эвтрофикация водоёмов.
  3. Оценка степени загрязнения водоёма по интенсивности «цветения» воды.
  4. Оценка воздействия источника загрязнения на видовой состав альгофлоры.
  5. Пресноводные водоросли — индикаторы водной среды. Выявление степени и характера загрязнения озёр.

Темы индивидуальных работ для слушателей I года обучения

  1. Изучение видового состава фитопланктона Парового озера.
  2. Наблюдение за побережьем Великого и Глубокого озёр.
  3. Изучение видового состава фитопланктона и фитобентоса Святого озера.
  4. Водоросли, вызывающие «цветение» Великого озера.
  5. Представители отдела Зелёные водоросли в Глубоком озере.

Составной частью исследований является изучение антропогенного воздействия на обследуемые территории.

Цель: изучить структуру ООПТ на примере Пустынского заказника, познакомить с основами природоохранного законодательства и оперативной работы.

Задачи:

  • сформировать у учащихся необходимые знания по основам заповедного дела, природоохранному законодательству и провести инструктаж по основам оперативной работы;
  • воспитывать бережное отношение к природным ресурсам в процессе практической природоохранной деятельности;
  • научить использованию знаний в конкретной природоохранной работе.

Тематика занятий

  1. Основы заповедного дела:
    1. исторический аспект;
    2. разнообразные формы ООПТ Нижегородской области;
    3. Пустынский заказник.
  2. Основы природоохранного законодательства:
    1. законы по охране природы России;
    2. природоохранное законодательство Нижегородской области;
    3. основы инспектирования ООПТ.

После блока теоретических занятий школьникам предлагается реализация практической части, включающей в себя уборку территории биостанции, обход берегов озёр с учётом мест отдыха, картирование стоянок, благоустройство мест стоянок, составление карты антропогенного воздействия Пустынского заказника, выявление нарушений природоохранного законодательства, маршрутные учёты захламлённости, вытоптанности территории заказника.

По окончании трёх лет успешно завершившие обучение в школе «Юного эколога» слушатели получают диплом. Примерно 30% обучающихся поступают на ЕГФ АГПИ и другие факультеты, где успешно продолжают начатую исследовательскую деятельность в рамках кафедр.

на первую страницу | наверх

© 2002-2011 Разработка сервера: Межвузовский "Физтех-центр". Администратор сайта : admin@researcher.ru
При создании сервера использованы АРП-технологии.

Arp.site