Исследователь Исследователь

Исследователь
  
новости  |  о проекте  |  карта сайта  |  форум  |  подписка на новости
Разделы сайта

Другие материалы
ПРАКТИКА
Версия для печати

Развитие исследовательской деятельности учащихся в гимназии № 1 г. Мурманска (описание методического опыта)


Заиграева Наталья Вячеславовна, педагог-психолог, преподаватель биологии школы № 1 г. Мурманска

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 1 города Мурманска было основано на базе школы № 40 с углублённым изучением английского языка.

Наш девиз: «Всё для гимназистов!» В распоряжении детей находятся: центр развития детей и подростков, Евроклуб, спортивный центр, образцовый театр, изостудия и студия прикладного творчества, студия бальных танцев, школа «Эрудит», «Школа будущего абитуриента». Однако самое главное — это высококвалифицированный педагогический коллектив, который с радостью делится своими знаниями и умениями с воспитанниками.

Целью нашей работы является воспитание поколения мыслящего, жаждущего получать всё новые и новые знания. Мы стремимся к тому, чтобы научить детей учиться, добывать свои знания самостоятельно.

В настоящее время можно сказать, что исследовательская деятельность учащихся занимает одно из ведущих мест в учебном процессе гимназии. В «Положении об учебно-исследовательской деятельности учащихся» сказано: «Учебно-исследовательская деятельность учащихся является составной частью образовательного процесса гимназии». Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:

  • развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;
  • формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;
  • выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;
  • воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности;
  • помощь в профессиональной ориентации;
  • самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.

Несомненно, поставленные задачи направлены на разностороннее развитие и воспитание подрастающего поколения. Но возникает закономерный вопрос, желает ли само подрастающее поколение этого развития и воспитания? Как показывает опыт, даже в самых элитных средних учебных заведениях отмечается тенденция к снижению или же утрате учебной мотивации. У нынешнего поколения есть достаточно большое количество занятий помимо учёбы. Повышение интереса к учёбе является первостепенной задачей педагогического коллектива. Наверное, только творческий подход к процессу получения знаний способствует становлению учебно-исследовательской работы в гимназии.

Организация исследовательской деятельности проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях.

Прежде всего, это урочная деятельность гимназистов. В качестве творческих домашних заданий ребятам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и младших школьников и т. п. Эта нехитрая, но оценочная деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой, посещению библиотек, умению работать в читальном зале.

Конечно же, исследовательская деятельность — процесс комплексный, он не может охватывать только один предмет. Необходимы хотя бы минимальные знания в различных областях. Формированию такой базы у наших детей способствуют обязательные гимназические работы (с 1-го по 11-й класс), заключающиеся в изучении специальной литературы по разным предметам.

Начало исследовательской работы приходится ещё на первый класс гимназии, когда малыши получают летние задания, и, хотя эта практика не является новшеством нашей школы, у неё есть свои отличительные особенности. Ребята должны в начале учебного года не только представить свои летние задания, но и защитить их: сначала в классе, а затем (лучшие) в школе на традиционном «Осеннем балу».

С первой ступени дети обучаются совместной творческой и исследовательской деятельности. В начальной школе создаются альбомы-летописи класса, где дети анализируют свои достижения и неудачи. Ребята изучают историю города и историю своей семьи, а результат своей работы в виде собственных рассказов или стихов помещают в общешкольную рукописную книгу, создаваемую ежегодно, или же в виде рисунков, стендов и экспонатов помещают в школьный музей «Моё Отечество». На уроках риторики гимназисты составляют толковый словарь, рисуют диафильмы.

Такая разносторонняя работа начальной школы не может прерваться в среднем и старшем звеньях. Здесь уже подход к исследовательской деятельности становится более традиционным. Прежде всего, это творческие домашние задания, подбираемые индивидуально для каждого учащегося. На следующем этапе — проведение исследовательской работы на уроках: в течение одного-двух месяцев, а иногда и учебного года ребята постепенно изучают какую-либо тему по определённому предмету (биологии, химии, географии и др.). В ходе каждого урока преподаватель контролирует, направляет и корректирует деятельность гимназистов. Итогом такой работы является защита учебно-исследовательского проекта на уроке и выход лучших работ на гимназический уровень.

Несомненно, данный вид деятельности занимает огромное количество времени, прежде всего, у педагога, так как требует систематической проверки работы, кроме того, затрачивается время на уроке как на организационные сообщения, так и на групповую работу по проекту с целью выявления основных ошибок и корректировки процесса. В ходе такого вида учебной деятельности можно добиться, прежде всего, не только изучения материала, но и его глубокого осмысления. Систематическая работа по анализу изучаемого материала с привлечением дополнительной литературы, самостоятельная постановка целей, выдвижение гипотез, подведение итогов приводит к развитию способности анализировать и синтезировать информацию.

Поначалу педагог может натолкнуться на стену нежелания и непонимания как со стороны учащихся, так и со стороны родителей. В этих случаях и помогут оценки и здравый смысл. Участие в исследовательской работе на уроке обязательно и оценивается поэтапно. В случае категорического отказа одного из учеников от работы, ему объясняется, что проект охватывает весь материал, изучаемый в этом году и, соответственно, ему заменяется работа над исследовательским проектом на написание контрольной работы, включающей в себя материал того же объёма. Поскольку это задание требует большой домашней и вряд ли систематической подготовки, дети обычно включаются в работу (очень редко только на будущий год).

На этапе, когда учащиеся начинают работать над исследовательскими проектами, очень важен адекватный выбор темы. Значимо учитывать как интересы, так интеллектуальные и даже материальные возможности учащихся. Темы, предлагаемые ребятам, должны быть разными по сложности, направленности, но все должны быть основаны на изучаемом или изученном материале. Обеспечение литературными источниками также входит в компетенции преподавателя (через библиотеку).

Сказать, что учитель окончательно достиг своей цели, можно лишь тогда, когда учащийся сам понимает значимость исследовательской деятельности, сам стремится к ней. В гимназии проводятся историко-литературные игры между классами и между учащимися и преподавателями. В ходе подготовки к такой игре дети обучаются не только понимать произведения, но и соотносить их с историческим периодом, проводить параллели с современностью. Примером служат учителя, играющие наравне с ребятами, но способные к более высокому уровню аналитико-синтезирующей деятельности, а следовательно и достигающие лучших результатов за то же самое время. Такой пример «подстёгивает» учащихся к новым ступеням развития.

На уроках английского языка используется учебник серии Longman «Opportunities», который предусматривает создание краеведческой странички. Свои достижения в этом ребята демонстрируют в классе и в школе на конкурсе лучшей странички.

Следующий этап научно-исследовательской деятельности учащихся — это выход на гимназическую научно-практическую конференцию, традиционно проводимую весной как символ окончания какого-то этапа и перехода на новую ступень. Работа конференции организована по секциям. Каждая секция работает в определённый день, что позволяет учащимся присутствовать на выступлениях по различным предметам. В день работы секции в холле выставляются стенды с работами, что позволяет всем желающим познакомиться с работами и пробуждает интерес не вовлечённых в процесс учащихся. Кроме того, педагогический коллектив рекомендует участникам конференции оформлять свои стенды так, чтобы они носили больше рекламно-информационный, нежели научный характер, а вот уже стенд научного содержания выносится непосредственно на защиту проекта. Такой подход направлен на привлечение как можно большего количества учащихся на заслушивание проектов и на формирование исследовательской мотивации у гимназистов. Стоит отметить, что эта своеобразная рекламная акция носит также и обучающий характер, поскольку здесь же выставляются и стенды учащихся — победителей в городских, окружных и областных научно-практических конференциях.

Учитывая уровень юных исследователей, а также опыт работы других учебных заведений, экспертной группой были разработаны свои требования к работам и критерии оценки работ.

Требования к работам:

  • К конференции допускаются исследовательские, реферативные, прикладные, творческие работы.
  • Работы должны быть выполнены самостоятельно.
  • Ценным является творчество, интеллектуальная продуктивность, оригинальность взглядов или подходов.
  • Интернет может быть использован только как толчок к самостоятельному исследованию.
  • Реферативная работа должна носить аналитический характер и содержать собственные выводы автора.
  • Работа должна иметь практический и теоретический интерес.
  • Оценивается личностная (с точки зрения автора) новизна исследования.
  • Учитывается графическая грамотность выполнения чертежей и схем, наличие образца изделия, дизайнерское решение разработки.

Критерии оценки ученических работ (и начисляемые баллы):

  1. Элемент исследования:
    • исследования с привлечением первичных наблюдений, собственная обработка, анализ — 4;
    • исследование на основе литературных источников — 3;
    • реферативная работа с обобщением и собственными выводами — 2;
    • компилятивная работа — 1.
  2. Достижения автора:
    • собственная постановка проблемы, участие в эксперименте, использование аналитических методов — 3;
    • собственная разработка отдельных вопросов — 2;
    • усвоение знаний сверх учебной программы — 1.
  3. Эрудиция:
  4. знание основных положений в избранной области знаний (сверх программы) — 2.
  5. Изложение:
    • выразительное, логичное, компактное — 3;
    • более или менее связное, с паузами — 2;
    • доклад читается — 1.
  6. Иллюстрация:
  7. Композиция доклада:
    • имеется введение, обозначена цель, выдержана логика — 2;
    • отсутствует стройность и последовательность изложения — 1.
  8. Библиография:
    • представлена достаточно полно, используются ссылки — 2;
    • число источников ограничено, изучены поверхностно — 1.
  9. Особое мнение жюри:
    • добавлены баллы ___ за ___

Роль экспертной группы (коллектива преподавателей) заключается не только в разработке критериев оценки и требований к работам. Созданная по инициативе администрации, она призвана соблюдать интересы учащихся, организовывать и анализировать учебно-исследовательскую деятельность, вносить коррективы и отмечать удачные наработки для дальнейшего использования. Например, по окончании гимназической научно-практической конференции издаётся сборник с перечнем названий работ и списком участников конференции, а лучшие работы упоминаются в книге-летописи гимназии. Попробовав однажды, мы увидели восторг в глазах детей, увидевших свою фамилию в маленьком школьном сборнике, и решили, что данная форма отображения информации о конференции должна стать традиционной.

Следует отметить, что исследовательская деятельность в рамках школы является процессом двусторонним, строящимся как на потребностях учащихся, так и на активном привлечении педагогами гимназистов. На помощь приходит, проводимое в гимназии, психологическое сопровождение детей и подростков. В процессе данного вида деятельности учащиеся могут узнавать о своих способностях и способах их развития, одним из которых является учебно-исследовательская деятельность. Кроме того, научные проекты, особенно в области психологии, помогают в самореализации детей замкнутых, не принимаемых коллективом или из неблагополучных семей, что является немаловажным в социализации подрастающего поколения и развитии коммуникативных навыков.

Ещё одна сторона работы нашей гимназии заключается в системе поощрений. Принцип нашего заведения — каждый ребёнок должен быть награждён по окончании учебного года. Это крайне важно для всех гимназистов. Осознание того, что любые твои усилия, самые маленькие достижения, в том числе и в исследовательской работе, будут замечены и публично отмечены на традиционном празднике «День гимназиста», заставляет ребят трудиться в течение учебного года. И хотя поощрение носит чисто символический характер (грамоты, благодарственные письма, памятные подарки, дипломы), дети с нетерпением ждут этого и очень сильно огорчаются, если в течение года не сделали ничего, заслуживающего награды.

Атмосфера гимназии вызывает желание и учащихся, и учителей творить, идти к новым рубежам. Это достигается, прежде всего, личным примером администрации, педагогического коллектива, школьников. Очень важно для каждого из нас понимание своей ценности, значимости и необходимости коллективу. Делай — и тебя заметят, тебя будут уважать и на тебя равняться. Такая обстановка, созданная администрацией для работы и учёбы, располагает к действиям и самоотдаче.

Наши учащиеся — победители окружных научно-практических конференций «Будущее Севера» в секциях «Иностранные языки», «Журналистика», «Литературное творчество», «Биология», «История», «Краеведенье», «Психология и социология», «Информационные технологии». Лучшие работы представляются на областном уровне в конференциях «Шаг в будущее», «Будущее Севера. Юниор», на Всероссийском уровне в конференции «Юность, наука, культура»; в конкурсе исследовательских работ им. В. И. Вернадского.

Гимназисты пробовали и пробуют свои силы в изучении самых разнообразных тем, наиболее интересными из которых, по мнению экспертной комиссии, стали: «Опыт создания гимназической газеты»; «Языческие традиции в христианских праздниках в Германии»; «Традиции европейского футбола»; «Наглядность на уроках черчения»; «Поэтическое творчество»; «Влияние заострённых чёрт характера подростков на их восприятие педагогами»; «Луна. Происхождение, развитие»; «Составление киносценария как одна из форм гимназической работы в начальных классах»; «Развитие мирового терроризма после второй мировой войны»; «Алкоголизм и курение как проявление девиантного поведения среди подростков» и многие другие.

Изложить все наработки нашей гимназии, все достижения детей и все наши планы в одной статье достаточно сложно. Надеюсь, что у нас ещё будет возможность поделиться с коллегами своим опытом и узнать что-то новое для себя. Исследовательская деятельность не имеет границ. Человек тысячи лет изучает всевозможные области как собственной, так и природной деятельности, но сказать, что он знает всё, невозможно, ибо жизнь потеряет смысл и интерес.

на первую страницу | наверх

© 2002-2011 Разработка сервера: Межвузовский "Физтех-центр". Администратор сайта : admin@researcher.ru
При создании сервера использованы АРП-технологии.

Arp.site