Исследователь Исследователь

Исследователь
  
новости  |  о проекте  |  карта сайта  |  форум  |  подписка на новости
Разделы сайта

Другие материалы
ПРАКТИКА
Версия для печати

Исследовательская деятельность школьников Малой Академии наук юных исследователей г. Караганды


Путкова Виктория Яковлевна, руководитель МАН ЮИ, областной Дворец детей и юношества, г. Караганда

Городское научное общество учащихся возникло в стенах Карагандинского Дворца пионеров им. А. П. Гайдара в 1969 г. В апреле 1989 г. «в целях дальнейшего совершенствования знаний школьников в науке и технике, расширения их научного кругозора, приобретения навыков творческой, научно-исследовательской, рационализаторско-изобретательской деятельности и профессиональной ориентации» на совместном заседании бюро Центрально-Казахстанского отделения АН КазССР, ректоров вузов, облсовпрофа, обкома комсомола, Совета областного управления народного образования оно было преобразовано в Малую Академию наук юных исследователей. Доминирующим было признано направление, обеспечивающее подготовку кадров для народного хозяйства и науки по системе «Школа-вуз-НИИ».

Малая Академия наук — это форма дополнительного образования, направленная на реализацию учащимися потребности в углублённом изучении предмета, формирование исследовательских навыков, определение собственных интеллектуальных возможностей, профессиональных интересов и образовательных приоритетов. За 34 года существования через секции и кружки Малой Академии прошло более 16,5 тыс. школьников, которые обогатили вузы Карагандинской области и республики, стран ближнего и дальнего зарубежья талантливой студенческой молодёжью. Из стен МАН ЮИ вышли высококлассные специалисты, кандидаты и доктора наук в различных областях научного знания.

В современных условиях целью МАН ЮИ является создание образовательного пространства для ориентированных на научную деятельность ребят, которое будет мотивировать школьников на самообучение и саморазвитие, освоение навыков исследования и реализацию их собственных внутренних потребностей, что в конечном итоге будет способствовать научному прогрессу.

На первом этапе осуществляется выявление интересов подростка, уровня подготовки, затем формирование умений и навыков учебно-исследовательской деятельности и профессиональное ориентирование. По сути ребёнок, пришедший в кружки Малой Академии, попадает в непривычную среду, которая, однако, крайне важна для самоопределения и самообразования. Педагоги МАН ЮИ смогли создать реальные условия, позволяющие школьнику воспринимать самостоятельное «учение» с удовольствием.

Деятельность Малой Академии основывается на базовых принципах, формирующих идеологию её существования:

  • признание неповторимости личности каждого ребёнка, уважение его прав;
  • добровольности и свободы выбора (предметной среды, педагога, языка);
  • отсутствие оценочной системы и домашних заданий;
  • взаимообогащающее партнёрство, общение по интересам, сотрудничество как основа ассоциирования и организации деятельности;

Малая Академия наук строит свою деятельность на взаимодействии и сотрудничестве нескольких уровней — семья, школа (охват составляет 65% школ области), управленческие образовательные структуры (Департамент образования), высшие учебные заведения области (КГТУ, КГМА, КарГУ), Совет ректоров, Центрально-Казахстанское отделение Национальной Академии наук Республики Казахстан. Особое место в деятельности МАН ЮИ занимает областной Дворец детей и юношества, предоставляющий помещения и создающий условия для эффективной работы. Однако без поддержки ректоров вузов, которые оказывают всемерную помощь, деятельность секций и кружков была бы затруднена. Большинство сотрудников Малой Академии (16 из 24) — преподаватели Карагандинских вузов. Потенциал педагогов МАН ЮИ огромен, востребован и предполагает дальнейшее профессиональное совершенствование, повышение квалификационного и образовательного уровня.

Устойчивая тенденция количественного роста воспитанников МАН ЮИ показывают живой интерес к поисковой и исследовательской работе, желание получить дополнительные знания и определиться с выбором будущей специальности. Кружковцы МАН ЮИ составляют 25,3% (576) от общего числа школьников (2274), занимающихся во Дворце детей и юношества. Воспитанники МАН ЮИ успешно совмещают учебно-исследовательскую работу с занятиями в других объединениях Дворца и учёбой в школе, что способствует их гармоничному развитию.

Подавляющая часть мановцев — старшеклассники. Была разработана целевая программа по привлечению школьников среднего звена к поисковой и учебно-исследовательской деятельности — «Ступени», реализация которой в перспективе позволит изменить баланс в пользу учащихся 10—13 лет. Наметилась тенденция «омоложения» состава учащихся Малой Академии наук (26% в 2003/2004 уч. г. по сравнению с 23% в 2002/2003 уч. г.). Этому способствовали ряд шагов, предпринятых педагогами. Удачной находкой можно считать проведение зимней каникулярной многопрофильной школы «Три дня во Дворце».

Школьникам предложены различные направления деятельности, отвечающие возрастным особенностям. Учащиеся 5—7-х классов занимаются археологией в клубе «Юный археолог», информатикой и компьютерной графикой в Центре информационных технологий, правоведением в юридическом клубе «Фемида», языкознанием. Соединив мотивацию и потребность школьников к самовыражению, самостоятельности и общению, педагоги закладывают первое звено в непрерывную цепь знаний по методике работы над исследованием доступного данному возрасту уровня. Создаётся новый стиль мышления. Освоив азы школьной программы, получив навыки самообразования и познания в кружках МАН ЮИ, учащиеся приобретают новый подход к пониманию окружающего мира — исследовательский.

В структуру МАН ЮИ входят три отделения — гуманитарное, медико-биологическое и техническое. Одним из факторов успешной деятельности МАН ЮИ является гибкость структуры, которая изменяется вместе с социально-экономическим заказом и потребностями общества. В течение последних пяти лет приоритетные позиции сохраняются за гуманитарным профилем, однако в настоящий момент отмечается рост интереса к специальностям технического и медицинского отделений.

Важным событием в жизни не только МАН ЮИ, но и научной общественности области, являются ежегодные итоговые региональные научно-практические конференции. С каждым годом растёт качественный уровень работ представляемых к защите. Участники проходят несколько этапов отбора. Побеждают лучшие. Дипломанты первой степени рекомендуются для участия в республиканском туре.

Радует тот факт, что удалось наладить связи с Омским городским научным обществом «Поиск». Второй год выезжает делегация Малой академии наук юных исследователей в г. Омск для участия в региональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодёжи Омской области. Планируется проведение совместной летней «Академической школы» в Алматы, в конце июля — начале августа. Полезный опыт, накопленный омскими коллегами, поможет организовать работу школы на должном уровне и успешно решить поставленные задачи.

Проблемы материально-технического обеспечения деятельности МАН ЮИ помогают решать родительские пожертвования. В условиях коммерциализации дополнительного образования всё же удаётся сохранить доступность кружков. Опрос родителей кружковцев МАН показывает, что они серьёзно воспринимают самостоятельный выбор, сделанный их ребёнком, высоко оценивая профессионализм педагогов и уровень проводимых занятий.

Исследование и опрос кружковцев МАН ЮИ позволили проанализировать ряд аспектов педагогической деятельности сотрудников и конкретизировать пути решения проблемных ситуаций. Показателен тот факт, что наибольшее количество школьников указали на положительные моменты, возникающие от общения с педагогами и занятий в секциях. Важно и то, что более 86,7% учащихся оценивают достаточно высоко овладение знаниями по программе кружка и освоение навыков практической деятельности. Данные, полученные при опросах, позволили увидеть перспективы для дальнейшего развития и роста.

На основании анализа деятельности МАН ЮИ за последние годы была разработана «Концептуальная программа развития МАН ЮИ до 2006 г.», которая предусматривает:

  • совершенствование организационной структуры Малой Академии;
  • дальнейшее интегрирование в систему высшего образования;
  • дальнейшее развитие профессионального мастерства педагогов;
  • расширение научных и творческих контактов с подобными организациями в России и т. д.

Её реализация позволит определить пути дальнейшего развития и расширить сферу деятельности и сотрудничества по проблемам научного творчества школьников.

Возможно, наработки в области детского исследования в Карагандинской Малой Академии найдут отклик у коллег и, надеюсь, положат начало крепким взаимовыгодным связям.

на первую страницу | наверх

© 2002-2011 Разработка сервера: Межвузовский "Физтех-центр". Администратор сайта : admin@researcher.ru
При создании сервера использованы АРП-технологии.

Arp.site