Исследователь Исследователь

Исследователь
  
новости  |  о проекте  |  карта сайта  |  форум  |  подписка на новости
Разделы сайта

Другие материалы
ПРАКТИКА
Версия для печати

Принципы организации исследовательской деятельности учащихся в Центре «Экология и культура» г. Уфы


Волкова А. Т., Волков А. М., Центр «Экология и культура», г. Уфа

В процессе разработки программ, ориентированных в основном на исследования живой природы и мира человека, мы сформулировали ряд основных принципов нашей деятельности:

  • основная цель исследовательской деятельности детей — развитие личности;
  • необходимость формирования у детей привычки к реалистическим оценкам как исследовательских проблем, так и полученных результатов;
  • преодоление одномерного подхода к проблемам, стремление к многомерному, целостному охвату явлений (принцип «смотреть шире!»);
  • отход от шаблонности, сводящей деятельность к простой констатации фактов или распространённым схемам объяснения;
  • готовность к пересмотру привычных представлений, если новые факты не укладываются в старые схемы.

Процесс исследования способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, независимость суждений. Однако этот объективный процесс может либо развиваться, либо угасать.

Мы исходим из того, что развитие личности — это процесс роста её самостоятельности, процесс формирования собственной системы ценностей. При этом важно, чтобы она базировалась на опыте переживания безусловных, абсолютных ценностей, таких, например, как любовь, совесть, красота природы.

Мир природы — источник реалистического мировоззрения. Само пребывание в природе, наблюдение за ней, воздействует на подсознание человека. Этот сенсорный и созерцательный опыт является основой формирования трезвомыслящей личности. Поэтому мы сочли необходимым не ограничиваться исследованиями проблем живой природы в городе, а обязательно выезжать с детьми в ненарушенные леса, в заповедники.

Изложенные выше принципы должны, по нашему мнению, помочь школьникам стать открытыми Бытию как таковому — «…вне школ и систем» (Пастернак Б. «О Блоке»).

К сожалению, очень многие исследовательские работы, как работы школьников, так и научных сотрудников, выполнены с использованием для оценок выборочных данных средних арифметических, при этом без анализа распределений на нормальность. В некоторых случаях даже по приводимым в статьях данным можно видеть, что они распределены далеко не по нормальному закону, следовательно, выводы, основанные на сравнении выборочных средних арифметических, могут быть ошибочными, даже если величина парного критерия Стьюдента говорит о достоверности различий.

Причина такой неразборчивости вполне понятна — не всем хватает времени на подробный статистический анализ данных. Однако если целью исследовательской деятельности детей мы считаем развитие естественнонаучного мышления, то требование обеспечения достоверных выводов в исследованиях становится принципиально важным.

Исходя из этого педагогического принципа, мы предлагаем нашим ученикам при проведении исследований, не ограничиваться сравнением выборочных средних арифметических, а начинать анализ данных с построения гистограмм распределений данных, сравнивать сами распределения и значения классов с максимальной частотой — модальные величины.

На втором этапе статистического анализа мы предлагаем ребятам оценивать достоверность различий между выборками с помощью рангового критерия Вилкоксона. Этот метод позволяет сравнивать выборки независимо от того, распределены ли данные по нормальному закону или нет. Освоение рангового критерия Вилкоксона предпочтительно начинать не с использования компьютерных программ («Диана-2», STATGRAPHICS — для DOS; STATISTICA, MINITAB — для Windows), а с ручного просчёта по методике, изложенной в методическом руководстве А. С. Боголюбова (1998), чтобы ученики лучше усвоили суть рангового метода.

Очень полезным для статистического анализа данных и вполне доступным для понимания учащимися 9—10-х классов школ является метод дисперсионного анализа. Освоение этого метода также лучше начинать с рассмотрения простейших таблиц, где данные распределены в строки и столбцы по градациям действующих факторов. Только после усвоения учениками различий в дисперсиях по строкам и столбцам можно будет переходить к освоению компьютерных программ.

Для успешного проведения полевых экологических исследований важно иметь обустроенный полевой стационар. Центр «Экология и культура» пользуется стационаром на базе нашего культурно-оздоровительного комплекса «Ковчег», который расположен на берегу р. Белой в 50 км от г. Уфы. Природные условия в окрестностях комплекса «Ковчега» и его оборудование позволяют проводить исследования:

  • наблюдения за поселением бобров;
  • наблюдения за сапсанами на гнездовых участках;
  • наблюдения за водоплавающими птицами;
  • зимние и летние учёты млекопитающих и воробьиных птиц;
  • разнообразные исследования по биоиндикации и биотестированию;
  • изучение археологического памятника «Акташ» эпохи раннего железа.

В качестве системы интеграции знаний и активизации личностной активности детей мы предлагаем совокупность учебных проблемных проектов, охватывающих практически все школьные предметы и объединяемых единой методологией и применением универсальных системных принципов для решения проблем. Формой интеграции результатов всех проблемных проектов является межпредметная игра «Биосфера-3».

на первую страницу | наверх

© 2002-2011 Разработка сервера: Межвузовский "Физтех-центр". Администратор сайта : admin@researcher.ru
При создании сервера использованы АРП-технологии.

Arp.site