Исследователь Исследователь

Исследователь
  
новости  |  о проекте  |  карта сайта  |  форум  |  подписка на новости
Разделы сайта

Другие материалы
ПРАКТИКА
Версия для печати

Организация исследовательской деятельности школьников: из педагогического опыта школы-гимназии № 168 Санкт-Петербурга


Викторов Ю.М., Лебедева С.А., Тарасов С.В. Организация исследовательской деятельности школьников: (Из педагогического опыта школы-гимназии №168 Санкт-Петербурга). Спб., 1998. 20 с.

Введение

Исследовательская деятельность учащихся как педагогическая проблема

Современное развитие гуманитарного образования предусматривает последовательный процесс развития личности, направленный на формирование системы научно-практических знаний и умений, ценностных ориентации, которые могли бы позволить ученику активно функционировать в качестве полноправного члена общества, гражданина своей страны. Тенденции последнего десятилетия в развитии образования отчетливо свидетельствуют о серьезных изменениях прежде всего содержательной стороны. Это наглядно проявляется в отходе от принципов так называемого "научного рационализма", как стиля мышления, когда знание в узкой предметной специализации рассматривалось как самоценность.

Говоря о происходящих изменениях в гуманитарном образовании следует иметь в виду прежде всего перемены концептуального характера. В этой связи представляется возможным выделить 4 приоритетных направления: ориентация на целостное восприятие современной социокультурной среды, гуманизация, как способ формирования представлений о непреходящем значении человеческих ценностей, взаимосвязи мировых событий и процессов, происходящих на уровне природы и общества, экологизация, как необходимое условие понимания значимости идеи самосохранения перед угрозой глобальной катастрофы, информатизация, которая может выступать в качестве инструмента сохранения и развития интеллектуального потенциала общества.

Среди первоочередных задач, стоящих перед современным гимназическим образованием, можно выделить задачу, связанную с подготовкой ученика к профессиональному умственному труду. Один из путей решения данной проблемы заключается в активном введении учеников в научную деятельность, осуществляемую в рамках Исследовательского общества учащихся.

Успешно решить практические вопросы, связанные с формированием и развитием познавательной активности учеников, невозможно без анализа теоретических исследований. В разработку различных аспектов формирования творческой мыслительной деятельности, познания, активности внесли большой вклад ученые-философы (А.Т.Здравомыслов, С.М.Каган, Б.М.Кедров, П.В.Капнин). Работы Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, Л.И.Леонтьева, посвященные изучению проблемы личности и деятельности, позволили раскрыть понятие активности личности, показать зависимость ее развития от внешних и внутренних факторов. (Л.И.Божович, Н.Ф.Добрынин и др.). Дидактический подход к процессу формирования познавательной активности школьников освещается в исследованиях ученых-педагогов И.Я.Лернера, М.А.Данилова, Б.П.Есипова. Исследования Л.И.Божович, И.С.Кона, А.В.Мудрика, Л.И.Уманского дают возможность наиболее полно представить психологический портрет старшеклассника, выделить новообразования психики, которые благоприятствуют в первую очередь познавательной активности. Значительный интерес для работы представляют исследования А.З.Иоголевича, предметом изучения которых является воспитание познавательной активности старшеклассников в научных кружках внешкольных учреждений.

В данной работе освещены вопросы, связанные с историей возникновения и эволюции исследовательских обществ учащихся в России, а также представлен опыт практической деятельности школы-гимназии №168 г.Санкт-Петербурга в этом направлении.

Исследовательские общества учащихся в России: из истории вопроса

Необходимость развития исследовательских способностей учащихся признавалась многими известными педагогами прошлого. Значимость процесса исследования неоднократно подчёркивали в своих работах Я.А.Каменский, Ж-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, А. Дистервег. Практика, как основа познания мира, окружающей действительности была одним из лейтмотивов реформ, проводимых в области образования в России на протяжении 18 и последующих веков. Именно это направление активно развивали Н.И. Новиков и Ф.И.Янкович. Благодаря их деятельности в среде педагогической общественности появилось значительное число сторонников, так называемого "экскурсионного метода" исследовательской деятельности. Эти педагогические идеи нашли отражение в ряде документов той поры - "Уставе народным училищам в Российской империи" 1786 года, а также "Уставе учебных заведений, подведомственных университетам" 1804 года.

В 19 веке в странах Западной Европы, а также России большую популярность приобретает идея "наглядности" в школьном образовании, сформулированная ещё в пору Песталоцци, а также идеи связанные с развитием творческих способностей ребёнка, как условия успешного обучения. При этом на первый план выступает идея прагматизации знания, возможность его практического применения. Так в книге Ф.Гансберга "Творческая работа в школе" переведённой с немецкого языка и изданной в 1913 году, прямо говорится, что "всякое знание имеет значение лишь постольку, поскольку оно может быть применено к современности и к будущему, к нашей жизни и к развитию человечества. Применимость – вот пробный камень для всякого знания, называется ли оно биологией или социологией."(1) Применимость знаний – это был своего рода социальный заказ в условиях формирующегося индустриального общества.

В России подобные идеи пробивали себе дорогу достаточно сложно. В немалой степени это связано с условиями исторического развития в 19 веке. В числе первых, кто на практике использовал различные формы исследовательской деятельности учащихся был декабрист И.Д. Якушкин, преподававший в Ялуторовской женской школе.

В пореформенный период и особенно в начале 20 века, в отечественной педагогике немало внимания уделялось туристско-экскурсионному направлению исследовательской деятельности. Здесь объединились интересы государства, педагогов и самих учащихся. В начале 20 века в стране по некоторым подсчётам существовало около 100 организаций, которые занимались проведением экскурсионной работы. В этот период по всей России создаётся большое количество добровольных обществ, главная цель которых – знакомство и изучение родного края, организация образовательных экскурсий и научных путешествий в различные уголки страны. При этом экскурсанты занимались не только созерцанием красот природы и историко-культурных памятников, но и проводили практические наблюдения, ставили опыты, результаты которых старательно фиксировались и публиковались в печатных изданиях учебных заведений.

В числе наиболее известных обществ созданных в этот период и оставивших о себе добрую память можно назвать Московское общество грамотности, общество Тенишевского училища, Тверское общество внешкольного развития учащихся, физико-математический кружок при Ярославской мужской гимназии, Общество содействия экскурсиям учеников созданное при Курском реальном училище, общество организации путешествий учеников при Тверской женской гимназии Л.А. Римской-Корсаковой и др, (2) Как видим, тематика и направления деятельности весьма разнообразны.

Конечно, появление подобных исследовательских обществ в немалой степени зависело от увлечённости самих педагогов, осознания значимости своего дела. Немалая заслуга в обосновании эффективности экскурсий с точки зрения получения научно – практического знания принадлежит К.Д.Ушинскому, А.Я. Герду, П.Ф.Каптереву. Как напутствие могли восприниматься слова написанные П.Ф.Кап-теревым в 1885 году в его работе "Дидактические очерки" "...Несомненно придёт время, когда кругосветное путешествие, в видах учебно - воспитательных, будет необходимым элементом серьёзного общего образования, ...педагогу нужно серьёзно озаботиться тем, чтобы по возможности в каждой отрасли знания основные представления и понятия были приобретены вполне наглядным путём, иначе будет недостаток основательности и твёрдости в знаниях".(3) В 1910 году известными в дореволюционной России методистами Б.Е.Райковым и Г.И.Бочем была выпущена книга "Школьные экскурсии, их значение и организация." В 1921 году по рекомендации Н.К.Крупской работа была переиздана вновь.

Подобная активная работа учителей не осталась незамеченной властями. Так, Министерство Народного просвещения в 1910 году рекомендовало к включению в учебные программы экскурсии, как вид исследовательской деятельности. Идя навстречу многочисленным просьбам руководителей обществ Министерство путей сообщения ввело в 1899 году первый льготный тариф со скидкой в 75% со стоимости билетов для ученических экскурсий. Группы экскурсантов получили право найма отдельного вагона по тарифу 3 класса (правда в 1912 году льготы были сокращены до 50%).

В начале 20 века издавались специализированные туристско - экскурсионные журналы "Экскурсионный вестник" в Москве, одесские "Записки Крымско - Кавказского Горного клуба", "Русский турист" в Спб, кроме того каждое общество стремилось на страницах печати поделиться своим опытом.

Несколько слов следует сказать о технологии создания и работе создаваемых обществ и кружков. После принятия решения о начале деятельности приступали к работе над Уставом. Как правило, главой общества избирался директор училища, либо представитель попечительского совета. Устав определял структуру общества, права и обязанности его членов, регламентировал его финансовую деятельность, определял порядок работы ревизионной комиссии и вопросы связанные с внесением дополнений в Устав, отчётность, прекращение деятельности общества. Власти неусыпно следили за их деятельностью. Так, например, устав общества должен был быть утверждён в МВД, ежегодные отчёты должны были составляться в 2-х экземплярах (для губернатора и в МВД), изменения в устав должны были вноситься с разрешения всё того же МВД. В качестве яркого примера можно привести выдержки из Устава общества содействия экскурсиям учеников Курского реального училища, утверждённого 4.02.1902 года товарищем министра внутренних дел П.Дурново.

"п.1 Цель общества - содействовать ознакомлению учеников училища с Отечеством при помощи экскурсий.

п.2 Общество состоит из почётных членов, пожизненных и действительных.

п. 3 В почетные члены избираются общим собранием лица, оказавшие особенно важные услуги обществу.

п.4 Пожизненными членами считаются лица, внесшие в кассу общества единовременно не менее 50 рублей.

п.5 Действительными членами считаются лица, вносящие ежегодно не менее 2 рублей.

п.10 Все дела общества ведаются общим собранием и правлением.

п. 11 Общие собрания бывают – одногодичное, очередное в начале января и экстренное по мере надобности.

п. 14 Все члены общества в общем собрании имеют право 1 голоса, который никому не может быть передаваем.

п.19 Правление общества состоит из председателя, директора и 8 членов – 4 избранных общим собранием из лиц, не принадлежащих к педсовету училища и 4 предложенных педсоветом из своей среды.

п.31 Общество состоит в ведении МВД.

п.32 На изменение или дополнение настоящего устава испрашивается каждый раз надлежащее разрешение." (4)

После того, как формальности были выполнены, общество приступало к своей практической деятельности. Ежегодно организовывались исследовательские экскурсии, маршруты которых тщательно разрабатывались, определялась численность участников, продолжительность, финансовые затраты.

Перед началом путешествия в путь учащиеся проходили "теоретическую" подготовку знакомясь с историей тех мест, которые будут исследованы. Так, учащиеся Тверской гимназии, отмечая в 1912 году 10-летие своего общества, организовали исследовательскую экспедицию на Кавказ в составе 26 человек по маршруту: Тверь - Москва - Ростов – Пятигорск – Кисловодск – Владикавказ - Военно-Грузинская дорога – Тифлис – Боржоми – Батум – Малоярославец – Москва - Тверь.

Руководил экспедицией директор гимназии П.П.Чернышев. Из отчёта мы узнаём о проведённых биологических исследованиях, изучении и описании с географической точки зрения посещаемых городов (напр. Батум), литературных вечерах, где учащимися читались стихи русских поэтов, а также собственного сочинения. Все участники ведут дневник путешествий, в который записывают свои впечатления. Авторы лучших дневниковых записок по окончании экспедиции получали возможность публиковать свои материалы.

Важное внимание в ходе подобных образовательных поездок уделялось воспитанию нравственности в подрастающем поколении, формированию сознания важности непреходящих человеческих ценностей, привитию чувства любви к своему Отечеству, его прошлому. Именно так можно воспринимать отрывок из отчета о посещении Кавказа учащимися Тверской гимназии, при знакомстве с местом дуэли М.Ю. Лермонтова "...мы спустились к месту дуэли Лермонтова, которая состоялась 15 июня 1841 года у подошвы Машука. На этом месте Лермонтову поставлен памятник, а близ памятника на небольшом друг от друга расстоянии лежат 2 камня, указывающие, вероятно, места, на которых стояли во время дуэли Лермонтов и Мартынов.", или строки отчета о поездке в Низовку и Гродню в 1917 году и посещении дома народного поэта С.Д. Дромтина "Вот и дом поэта. Руководитель экскурсии и председатель архивной комиссии вошли в дом и спросили, можно ли видеть Спиридона Дмитриевича. Минуты через три вышел к ним поэт, одетый в блузу. Отрекомендовавшись, посетители сообщили, что приехали из Твери с учащимися приветствовать самого поэта. Последний повел всех эскурсантов в свой сад... В саду директор гимназии, приветствуя поэта от лица Тверской гимназии, от прибывших учащихся, передал ему отчеты Общества экскурсий за несколько лет с описанием поездок и произнес написанное им самим стихотворение.

...За то, что мы пришли без зова

Прости, возлюбленный поэт!

Прими от нас в преддверии крова

Поклон, восторженный привет."

Деятельность исследовательских, экскурсионных обществ получала в дореволюционной России всеобщее признание. Так, всё тоже Тверское общество в 1913 году на Всероссийской выставке в Киеве было награждено медалью за организацию исследовательско – экскурсионной деятельности учащихся.

В 20-30-е годы вновь возникает интерес к развитию исследовательского потенциала подростков. Это движение облекается в форму клубной работы, развитие которого связано с именами С.Т.Шацкого, А.И.Макаренко, В.Н.Терского. По их инициативе и под непосредственным руководством создавались опытные базы внешкольной работы, способствующие включению учащихся в процесс познавательной деятельности, приобщая подростков к духовной культуре.

В 40-50-е годы исследовательское движение было несколько заформализовано, отличалось излишней помпезностью и заидеологизированностью, что вполне объяснимо если учесть политическую ситуацию царившую в стране.

С начала 60-х годов в условиях начавшейся НТР вновь усиливается интерес к научной деятельности школьников, появляются Малые академии наук. Причём на первый план выдвигаются научные общества учащихся (НОУ), где превалирует интерес к исследованиям физико-математического и технического направления. Среди наиболее известных объединений, возникших по всей стране, можно назвать Симферопольское общество любителей астрономии (СОЛА), Малую Академию наук Крыма "Искатель", целую сеть НОУ организованных АН БССР, Ученический клуб фантастических проектов и научных гипотез при школе-интернате 12 им. А.С.Макаренко в Баку, а также Молдавской и Таджикской ССР (7).

Главная цель, преследуемая организаторами НОУ, заключалась не только в воспитании у школьников потребности и умения самостоятельно приобретать знания и расширять свой идейный и научно–технический кругозор, но и в профессиональной ориентации учащихся, способствуя выбору жизненного пути. В этой связи показателен опыт НОУ "Асвета" из Белоруссии, секции которого служили своего рода стартовыми площадками для поступления в ВУЗы республики.

Как и в дореволюционные годы подобная активная деятельность не могла остаться незамеченной. Так, 5 марта 1977 года совместным постановлением Секретариата ЦК ВЛКСМ, Коллегии МП СССР, Президиума ВС НТО, Президиума правления общества "Знание" было утверждено "Примерное положение о НОУ. Проводимая в этом направлении работа стала впоследствии предметом специального исследования В.С. Муллоджанова "Профессиональная ориентация старшеклассников в деятельности НОУ". B ней, в частности, отмечается: "Анализ становления и развития НОУ дает основание выделить в качестве направлений их деятельности: развитие у старшеклассников интереса и увлеченности трудом, связанным с определенным видом профессиональной деятельности, развитие научно-технического творчества в условиях современного производства, включение старшеклассников в реальную профессиональную деятельность, имеющую приближенный по времени результат и общественную значимость.„Занятия в НОУ дают старшекласснику возможность в наибольшей степени проявить свою индивидуальность. У него более широкие связи с социальной средой, возможности для участия в общественно-значимой деятельности" (8).

Школы Ленинграда тоже активно участвовали в научно-исследовательской работе. В начале 70-х годов в школе 123 Выборгского района под руководством ЗУ РСФСР К.Г. Колосовой на базе научного химического общества был создан музей истории химической промышленности района. Широкую известность в городе приобрели исследовательские объединения, куда входили учащиеся 489, 303, 239 и других школ города.(9) .Прошедший в марте 1998 года семинар "Учёные будущего" (в котором активное участие приняли учащиеся школы-гимназии 168), организованный благодаря поддержке Дворца Творчества Юных, Комитета по образованию СПб. показал огромную заинтересованность подростков и учителей в этой работе. В результате работы была создана Ассоциация ученических научных обществ "Аничков дворец" (председатель Ассоциации Авинская Е.В.) членом которого является Исследовательское общество учащихся школы-гимназии. Президент ИОУ школы-гимназии 168 Коротков Павел, а также другие учащиеся приняли активное участие в работе над проектом Устава городского юношеского координационного совета Ассоциаций научно-исследовательских обществ г. Санкт-Петербурга "Аничков дворец". Совет исследовательского общества школы-гимназии 168 активно знакомится с историей и современным опытом организации исследовательской деятельности в школе.

Литература:

1. Гансберг Ф. Творческая работа в школе М., 1913.  С. 40.

2. Подр. см.: Курское реальное училище. Общество содействия учеников. Курск 1902. Московское общество грамотности. М, 1912; Устав физико-математического кружка при Ярославской мужской гимназии. Ярославль, 1912.

3. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982. С. 536.

4. Курское реальное училище. Общество содействия экскурсиям учеников. Курск, 1902. С. 1-9.

5. Образовательные поездки в средней школе. Спб., 1912. С. 11.

6. Тверская мужская гимназия. Общество организации путешествий учеников. Тверь. 1918.

7. Подр. см. Сериков В.Н. Школьное творческое общество "Эрудиты". Минск, 1990; Чубар Б.С. Школа искателей: рассказ о малой академии наук Крыма. М.,1989; Ученический клуб фантастических проектов и научных гипотез. Баку, 1977; Волохнович И.Л. Научное общество учащихся "Асвета". Минск, 1987.

8. Мулподжанов B.C. Профессиональная ориентация старшеклассников в деятельности научного общества учащихся. М., 1990. С. 11-12.

9. Школьное научное общество. Л.,1971.

Организационная структура и направления деятельности Исследовательского общества учащихся

Необходимость создания ИОУ продиктована всем ходом развития учебно-воспитательного процесса в школе-гимназии 168. Идея создания общества принадлежит администрации, учащимся и педагогам школы. С 1993 года началось организационное оформление исследовательского общества.

Создание ИОУ школы-гимназии №168 включало 2 этапа. Первый этап предусматривал знакомство коллектива школы, инициативной группы учащихся с историей создания и деятельностью подобных обществ в нашей стране. Несколько месяцев было потрачено на сбор материалов, обобщение имеющегося опыта, изучение нормативных документов. В результате второго этапа деятельности оформилась организационная структура ИОУ.

Кратко цели исследовательского общества можно сформулировать следующим образом:

  1. выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью;
  2. развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно-исследовательской работы в школе;
  3. развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся социокультурных условиях, обладающей гуманистическим видением окружающего мира.

Исходя из поставленных целей можно сформулировать задачи:

  1. формирование научных взглядов;
  2. пропаганда знаний об окружающем мире;
  3. знакомство с современными методами научно-исследовательской работы;
  4. участие в проводимых в рамках деятельности школы-гимназии, района, города олимпиадах, конкурсах, конференциях, научно-практических семинарах;

На заседании педагогического совета и Ученического совета школы был принят Устав общества, составленный работы инициативной группой. Согласно Уставу, ИОУ является добровольным творческим объединением учеников, стремящихся совершенствовать свои знания в различных научных областях под руководством учёных и педагогов. На сегодняшний день в обществе состоит 112 человек. В его работе кроме учеников школы могут принимать участие учащиеся других образовательных учреждений района, города, области, других регионов.

В соответствии с Уставом общество имеет следующую организационную структуру. Возглавляет ИОУ Президент, избираемый на ежегодной конференции из числа учеников. На той же конференции избирается Совет общества, куда помимо 8 членов (по числу предметных секций) избираемых из числа учащихся, входят председатели школьных методических объединений, научные консультанты. Совет общества во главе с его Президентом планирует, координирует и осуществляет контроль за деятельностью предметных секций, принимаемые решения являются обязательными для всех членов ИОУ. Для руководства текущей работой Совет собирается 1 раз в месяц.

ИОУ состоит из 8 секций: краеведческой, историко-художественной, филологической (русский язык и литература), секции иностранных языков, физико-математической, естественнонаучной, информатики, начальных классов. Руководит работой каждой предметной секции преподаватель школы-гимназии, рекомендованный МО учителей, а также представитель из числа учащихся. Помимо предметных секций в структуру ИОУ включены отделы: переписки и лекторский. В задачу отдела переписки входит работа связанная с развитием контактов с другими исследовательскими обществами, академическими институтами, деятелями науки, культуры и искусства. Задачей лекторского отдела является подготовка экскурсий, лекций для учащихся, экскурсий по школе для гостей и вновь поступивших учеников.

В рамках деятельности ИОУ работает Экспертный совет. В его состав входят научные консультанты (представители вузов, председатели школьных методобъ-единений). Главная задача совета состоит в оказании профессиональной консультативной помощи учащимся в процессе работы над проектами, а также независимая экспертиза работ, представленных на промежуточных и заключительной научно-практической конференции. Члены Экспертного совета принимают участие в чтении курса для учащихся "Методология и технология исследовательской работы" (см. приложение 2).

В конце учебного года проходит итоговая научно-практическая конференция, на которой Президент общества отчитывается о проделанной работе, а также определяются победители в каждой предметной секции.

Организационная и финансовая поддержка ИОУ осуществляется администрацией школы-гимназии 168. Работа исследовательского общества проводится в нескольких направлениях:

I направление – индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в 2-х аспектах: а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы и др.); б) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи и др.);

II направление – групповая работа (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей, например, создание обзорной компьютерной базы данных "Пушкин в Петербурге", в работе над которой приняли участие учащиеся 7-11 классов);

III направление – массовая работа – встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, подготовка и проведение литературных гостиных, (проходящих в рамках программы "Под знаком XX века"), совместная подготовка с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в Ученических Чтениях и научно-практической конференции школы-гимназии, районных и городских мероприятиях, также следует отметить ежегодный многодневный поход-экспедицию "Человек – сын Земли", исследовательскую экспедицию в Крым, Хибины. В рамках деятельность ИОУ разработан ряд целевых проектов, работа в которых рассчитана на несколько лет. Среди них можно выделить несколько:

- литературно-публицистический проект "Под знаком XX века", главная задача которого дать анализ наиболее важных событий уходящего столетия, познакомить учеников с ключевыми проблемами столетия, жизнью и деятельностью людей, чей интеллектуальный и творческой путь стал олицетворением эпохи (как в нашей стане, так и в мире);

- историко-художественный проект "Отечество", призванный способствовать воспитанию гражданина страны, чувства социальной ответственности. Опираясь на духовное наследие нашей страны, ее культурно-нравственные традиции, способствовать приобщению учащихся к мировым культурам, универсальным ценностям;

- краеведческий проект "Санкт-Петербург", в рамках которого проводятся мероприятия по подготовке празднования 300-летия со дня основания нашего города, происходит изучение культурных и экономических связей С.-Петербурга с другими городами России и мира, а также изучения жизни соотечественников, оставивших заметный след в его истории (например, цикл встреч и вечеров в преддверии празднования 200-летия со дня рождения А.С.Пушкина).

В стадии разработки находится информационно-технический проект под рабочим названием "Окно в мир", а также проект секции иностранных языков "Путешествие".

Проводимая работа обусловила результаты. За последние 2 года повысился уровень исследовательских работ, существенно расширился их тематический диапазон. В качестве примера можно привести перечень работ представленных в последние 2 года на научно-практическую конференцию:

  • Жизнь и деятельность адмирала Анжу (работой заинтересовались военно-морские училища города, получена положительная рецензия от родственников адмирала из Франции). Работа опубликована в периодической печати.
  • Нерешённые проблемы Невского проспекта (тезисы работы опубликованы в газете "Санкт-Петербургские ведомости" от 18.04.1998 г.),
  • Влияние лирики Некрасова на поэзию начала 20 века.
  • Геополитика и международное положение
  • компьютерные проекты "Прогулка по Невскому проспекту", "Пушкин в Петербурге", контрольно-обучающие программы по химии и биологии.
  • Футурология
  • Мир Альбера Камю.
  • Творчество Ивана Каневского – поэта серебряного века (в процессе работы 4айдено ранее неопубликованное стихотворение поэта, работой заинтересова-юсь ряд литературных журналов города).
  • Бериллий- металл будущего.
  • Нейробиологические аспекты передачи нервного импульса (практическая часть работы выполнена в содружестве с учащимися ряда школ Финляндии).
  • Жизнь и деятельность Я.Б.Рабиновича (первое исследование жизни крупнейшего петербургского библиофила собравшего и передавшего в Российскую Национальную библиотеку им. М.Е Салтыкова-Щедрина 13 тыс. книг по морской тематике).
  • Технические сооружения Царского Села (в работе использованы ранее не публиковавшиеся архивные материалы)
  • выпуски школьных журналов "Мир человека".

Работа учащихся в ИОУ получает высокую оценку (см. отзывы в приложении) гостей школы-гимназии, а также на различных конкурсах и олимпиадах. Так, по результатам 1997-1998 учебного года 63 члена ИОУ стали победителями и призёрами районных и городских олимпиад.

Среди тех, кого часто можно увидеть в гостях ИОУ – Косов Ю В., д.ф.н., профессор, Селиванов В.В„ д.ф.н., профессор, Семенков В.Е., к.ф.н., Запевалов В.Н., к.фи-лол.н., Тимофеев Ю Т., к.пс.н., заслуженный деятель науки Российской Федерации, Кутейников А.Е., к.полит.н. и другие.

Подводя итоги рассказа о целях, задачах и направлениях деятельности ИОУ школы-гимназии, следует отметить, что главное во имя чего работает коллектив учителей заключается в развитии творчества учащихся, величайшее значение которого, говоря словами Кершенштейнера " заключается в том, что в пределах данных способностей оно является причиной сознательного роста духовной силы, ищущей для себя всё новых точек приложения" (1).

Литература:

1. Гансберг Ф. Творческая работа в школе. Спб., 1913. С. 42.

Технология организации исследовательской работы в школе - гимназии

Процесс реализации творческих идей можно представить в виде технологической цепочки, каждый элемент которой призван решать четкие задачи. Исходя из практического опыта деятельности целесообразно выделить 6 этапов.

1 этап. Немалую роль на первом этапе играет сам факт выявления учеников желающих работать в Исследовательском обществе, Ведущая роль здесь отводится учителю-предметнику, который в процессе индивидуальной работы с учеником призван не только разглядеть "искру" исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу. Важно, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его использования (выступление на уроке, использование работы другими учащимися для подготовки домашних заданий, докладов, ответов на выпускных и переводных экзаменах).

2 этап. После постановки проблемы и мотивации учащихся, наступает очередной этап: по представлению педагога школьные методические объединения учителей на своих заседаниях утверждают темы предлагаемых исследований. Здесь может возникнуть вопрос: насколько целесообразна подобная процедура. Мы полагаем, что в технологии исследовательской работы учащегося практика утверждения темы может играть ключевую роль. Во-первых, учащиеся осознают значимость выполняемой работы, во-вторых, происходит стирание неких граней между учеником и учителями, возникает атмосфера сотрудничества, в-третьих, имея информацию о тематике разрабатываемых проектов, учитель может использовать их в дальнейшем в качестве учебно-методического сопровождения отдельных тем предусмотренных программой, в-четвёртых, ситуация обсуждения исследовательских тем на заседаниях методических объединений способствует росту профессиональной компетентности педагогов, стимулируя развитие их собственной научно-исследовательской деятельности.

Нередко может возникать ситуация, когда предполагаемая тема проекта находится на стыке нескольких дисциплин, либо требует оказания консультационной помощи представителей высшей школы. В этом случае определяется кто из специалистов-консультантов (работающих в школе-гимназии, либо представителей вузов) будет курировать работу. Школа-гимназия 168 приглашает в качестве научных руководителей работ известных учёных города, которые, как правило, охотно идут на сотрудничество. После завершения первых двух этапов начинается непосредственная работа самого ученика над проектом под руководством учителя и при помощи консультантов.

3 этап - представление собранного материала на заседании соответствующей секции Исследовательского общества, куда приглашаются учителя, администрация школы-гимназии. Подобные секционные заседания, как показал опыт четырёхлетней работы, целесообразно проводить 1 раз в месяц. Это позволяет, во-первых, более пристально осуществлять научный контроль над процессом работы, во-вторых, позволяет оперативно решать возникающие проблемы (недостаток литературы и источников, проблемы с обработкой имеющейся базы данных, корректировка опытно-экспериментальной части исследования и др.), в-третьих, поддерживать интерес и уровень информированности о проводимых исследованиях среди ученической и педагогической общественности учебного заведения.

4 этап. По мере завершения исследовательской работы осуществляется ее независимая экспертиза, проводимая в рамках Экспертного Совета. Рецензенты и оппоненты из числа учащихся, учителей, представителей науки дают предварительную оценку проделанной работе. В процессе экспертизы выявляются "слабые" стороны исследования, оказывается помощь в решении возникших вопросов. В случае необходимости, работа может рассматриваться на заседании Экспертного Совета ИОУ несколько раз. Имеющийся опыт показал действенность подобной практики, повышающей уровень требовательности и ответственности к выполняемой работе среди учащихся. Наиболее удачные работы рекомендуются после обсуждения на секции и при наличии положительного отзыва Экспертного Совета, к участию в Ученических чтениях, проводимых в преддверии ежегодной научно-практической конференции учащихся школы-гимназии, а также в предметных школьных и районных олимпиадах.

5 этап. В ходе реализации пятого этапа учащиеся имеют возможность выступить со своими сообщениями в классах, а также на секционных заседаниях ИОУ проводимых в рамках Ученических чтений. К участию в чтениях привлекается широкий круг слушателей из числа не только учеников, но и педагогов. Как правило, ребята с большим интересом относятся к работам своих товарищей. Одновременно авторы проектов получают хорошую практику общения с большой аудиторией, имеют возможность полемизировать со сверстниками и педагогами, отстаивая собственную точку зрения. Работы признанные лучшими в каждой из секций выносятся на заключительную научно-практическую конференцию.

6 этап. Итогом исследовательской работы является, проводимая в конце каждого учебного года конференция учащихся. Проведение конференции стало одной из традиций школы-гимназии 168, на неё приглашаются учащиеся и педагоги из образовательных учреждений Санкт-Петербурга, других городов России, представители вузов города. В качестве почётных гостей в конференции участвуют выпускники прошлых лет, родители учеников, что имеет немалое воспитательное значение. В ходе пленарных заседаний заслушиваются выступления докладчиков, их ответы на вопросы оппонентов, звучат мнения рецензентов на представленные работы. По результатам обсуждения работ Экспертный Совет подводит итоги конференции и определяет победителей по каждой из номинаций. Победители награждаются почётными дипломами и денежными премиями. В заключении конференции .слово предоставляется гостям, родителям, выпускникам школы-гимназии.

Возможен вопрос: "Не слишком ли длинна технологическая цепочка исследовательской работы." Опыт показывает, что нет. Главное здесь заключается в чёткой организации самого процесса, умелой координации на протяжении всех этапов, а также в наличии коллектива учителей и учеников, увлечённых общей идеей сотворчества.

Работа в ИОУ имеет для учащихся школы-гимназии практическое значение. Во-первых, школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы; во-вторых, у них появляется возможность наиболее интересные из работ опубликовать в научных сборниках и периодической печати; в-третьих, есть возможность представить свои работы для участия в городских и международных конференциях и семинарах; в-четвёртых, работая в тесном контакте с научными консультантами, учащиеся имеют возможность познакомиться с вузами города, выбрать свой профессиональный путь.

Проекты и материалы представленные в ходе Ученических чтений, научно-практической конференции становятся составной частью научно-методического обеспечения кабинетов школы, с ними можно познакомиться в Ученическом фонде школьной библиотеки.

Приложение 1

Устав Исследовательского общества учащихся школы-гимназии 168.

Место расположения Исследовательского общества учащихся: 193167 Санкт-Петербург, Невский проспект 169, школа-гимназия 168, тел.274-23-17.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ.

Исследовательское общество учащихся объединяет граждан, заинтересованных в образовании культурных людей, Общество осуществляет свою деятельность через его членов.

Целью создания Исследовательского общества является развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно-исследовательской деятельности учеников.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОБЩЕСТВА.

- создание условий, способствующих повышению уровня образованности учащихся;

-пропаганда знаний об окружающем мире;

- участие в проводимых в рамках деятельности школы-гимназии, района, города олимпиадах, конкурсах, конференциях, научно-практических семинарах.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

- организация исследовательской деятельности учащихся;

- организация семинаров, конференций в рамках школы-гимназии, а также участие в региональных проектах и программах;

- участие в разработке программ, а также текущей деятельности методических объединений учителей школы-гимназии;

- участие в выработке решений касающихся внутренней жизни школы-гимназии в рамках школьного самоуправления;

- осуществление контактов с представителями других образовательных учреждений а также общественных организаций и движений;

- распространение и пропаганда материалов о своей деятельности;

СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА.

Членом исследовательского общества может стать любой учащийся школы-гимназии, рекомендованный преподавателем учебного заведения. В деятельности Исследовательского общества могут принимать участие учащиеся других образовательных учреждений города и области, других регионов.

Руководящим органом Исследовательского общества является СОВЕТ общества, учащихся 8-11 классов, руководителей предметных секций из числа преподавателей школы-гимназии, представителей вузов выступающих в качестве научных консультантов.

Во главе общества стоит Президент, избираемый на ежегодной конференции из числа учащихся школы-гимназии. Совет общества во главе с Президентом планирует, координирует и осуществляет контроль деятельности предметных секций. Решения принимаемые Советом являются обязательными для всех его членов. Совет общества для осуществления своей деятельности собирается не реже 1 раза в месяц.

Исследовательское общество учащихся состоит из 8 секции: краеведческой, естественнонаучной, физико-математической, филологической, иностранных языков, информатики, историко-художественной, начальных классов.

Руководит работой каждой предметной секции преподаватель школы-гимназии, рекомендованный методическими объединениями учителей.

В рамках деятельности ИОУ осуществляет работу ЭКСПЕРТНЫЙ совет. В состав Экспертного совета входят научные консультанты (представители вузов, председатели методических объединений). Главная задача членов Экспертного совета состоит в оказании профессиональной консультативной помощи учащимся школы-гимназии в процессе работы над проектами, а также независимая экспертиза работ представленных на промежуточных и заключительной конференциях. В конце учебного года проводится заключительная конференция, на которой Президент Исследовательского общества отчитывается о проведенной в течении года работе, а также определяются победители в каждой предметной секции, награждаются победители.

Исследовательское общество учащихся заинтересовано в расширении числа своих членов и участников. Общество открыто для международного сотрудничества.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И ФИНАНСОВАЯ поддержка осуществляется администрацией школы-гимназии, педагогическим коллективом школы, а также другими заинтересованными лицами и организациями.

Настоящий Устав утвержден педагогическим советом школы-гимназии, Ученическим Советом школы, Советом Исследовательского общества учащихся.

Приложение 2

Тематика курса " Методология и технология исследовательской работы".

  1. Введение: социальный смысл, значение и функции научного исследования.
  2. Что значит знать. Источники познания. Знание и информация.
  3. Явление и сущность. Истина.
  4. Творческая активность личности: творчество, воображение, интуиция.
  5. Социально-психологические установки и процесс познания.
  6. Приемы и методы мышления (анализ и синтез, абстрагирование и идеализация, аналогия и др.).
  7. Теория и гипотеза.
  8. Модели и моделирование в научном познании.
  9. Математизация и современные науки.
  10. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
  11. Постановка проблемы и исследовательская программа.
  12. Определение цели и задач исследования.
  13. Уточнение и интерпретация основных понятий.
  14. Предварительный анализ объекта исследования.
  15. Выдвижение рабочих гипотез.
  16. Стратегический план исследований.
  17. Работа с литературой и другими источниками информации.
  18. Описание и объяснение в исследовании.
  19. Требования к надежности исследования.
  20. О научном предвидении.
  21. Исследовательские проекты.
  22. Этика исследователя.
  23. Образ современного исследователя.
  24. Форма и стиль исследовательской работы.
  25. Публичное представление результатов исследования.
  26. Заключение: наука и общество.

на первую страницу | наверх

© 2002-2011 Разработка сервера: Межвузовский "Физтех-центр". Администратор сайта : admin@researcher.ru
При создании сервера использованы АРП-технологии.

Arp.site