Некоторые вопросы организации научно-исследовательской деятельности учащихся.

Авторы: Исаева Ольга Вячеславовна, Пятибратова Татьяна Борисовна

Основными задачами современного образования являются развитие творческих способностей учащихся, подготовка их к различным формам деятельности, выработка адекватного отношения к окружающему миру.

Реформы среднего и высшего образования, проводимые в нашей стране, имеют своей целью сделать его более разносторонним и фундаментальным. Для этого в школах вводится в 10—11 классах гуманитарного направления новая дисциплина «Естествознание», а в высших учебных заведениях на специальностях экономического, юридического и других профилей — «Концепции современного естествознания», призванные обеспечить самостоятельное формирование мировоззренческих ориента ций и установок личности, помочь овладеть современной естественнонаучной картиной мира. Неотъемлемой частью данных дисциплин являются проблемы экологии и общества в связи с основными концепциями и законами естествознания1.

В процессе развития естественных наук всегда уделялось большое внимание анализу, а объединяющий процесс синтеза всех наук практически не развивался. Развитие цивилизации сформировало качественно новые отношения науки, техники и технологии, колоссально увеличив масштабы воздействия общества на природу. Человек создал «техносферу»2, которая наложилась на биосферу, и в значительной степени обособился от природы, потеряв с ней многие важные связи. Результатом является упрощение структуры экосистем, сокращение биологического разнообразия, доведение уровня загрязнения окружающей среды до чрезвычайно высоких показателей.

Современные серьезные проблемы существования биосферы заставляют ученых заняться объединитель ными процессами. Поскольку огромное влияние на деятельность биосферы оказывает человек, то при синтезе необходимо учитывать не только естественные науки (физику, химию, биологию и т. д.), но также социальные и экономические науки. Данный методологический подход позволяет показать единство и многообразие мира, формировать целостное мировоззрение.

У современных учащихся (будь то школьники, или студенты) пробуждается живой интерес к экологическим проблемам, особенно той среды, в которой они живут. Поэтому важно на занятиях по естествознанию приводить такие примеры, которые позволяют конкретизировать задачи, связанные с мониторингом окружающей среды, и привлекать учащихся к научно-исследовательской работе. Проведение школьных занятий в университетских аудитори ях и лабораториях позволяет широко использовать современные организационные формы учебной и научно-иссле довательской работы.

Цель организации научно-исследовательской работы учащихся — воспитание образованной, гармонически развитой, творческой личности; выявление и поддержка одаренных учащихся.

Основные задачи научной работы:

  • развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;
  • развитие абстрактного мышления, необходимого учащемуся;
  • развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
  • развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;
  • сформировать чувство ответственности за порученное дело;
  • воспитать уверенность в себе, сознание значимости выполненной работы;
  • привить желание в дальнейшем заниматься научно-исследовательской работой.

Привлекая к научно-исследовательской работе школьников, необходимо так организовать последовательность овладения навыками творчества, чтобы, с одной стороны, не «парализовать» эту способность у учащегося сложными задачами, а с другой стороны, не «приземлить» ее слишком простыми. Важно также, ориентируясь на средний уровень знаний, дать лучшим школьникам полнее использовать и развивать свои способности.

Занимаясь научно-исследовательской работой, учащиеся самостоятельно выбирают тематическое направление, готовятся теоретически. Составляют доклад по теме, изучают методику научно-исследовательской работы. Проводя экспериментальную работу, учащиеся ведут журнал наблюдений, анализируют результаты наблюдений, готовят доклады на научную конференцию, который позже при доработке может перерасти в дипломную работу, защищаемую им. 

Научно-исследовательская работа помогает учащему ся научиться:

  • работать с литературой;
  • обобщать выводы различных авторов;
  • выступать перед аудиторией, вести дискуссию с оппонентом;
  • выражать результаты наблюдений и коротко их описывать;
  • делать выводы и излагать их в форме докладов, рефератов, тезисов.

Такая научная подготовка, тесное сотрудничество с кафедрами ТГТУ позволяет учащимся сделать осознан ный выбор жизненного пути с учетом своих склонностей и особенностей характера.

Для человека характерно сильное стремление к созданию своей техногенной культуры, независимой от окружающей среды. Однако нарастающее загрязнение окружающей среды и связанные с ним рост заболеваемос ти, детская смертность и увеличивающиеся расходы на борьбу с этими явлениями не оставляют сомнений в необходимости изменения создавшегося положения в недалеком будущем. Это зависит в огромной степени от молодого, начинающего функционировать поколения. На всех уровнях образования необходимо наибольшее внимание уделять принципу единства человека и окружающей среды, формируя экологическое мышление и тем самым готовя сознание учащихся к решению современ ных проблем.

Примечания

1 Примерная программа дисциплины «Концепции современ ного естествознания». М., 1996.

2 Кузнецов В. И., Идлис Г. М., Гутина В. Н. Естествознание. М., 1996.