Исследователь Исследователь

Исследователь
  
новости  |  о проекте  |  карта сайта  |  форум  |  подписка на новости
Разделы сайта

Другие материалы
ПРАКТИКА
Версия для печати

Опыт организации учебно-исследовательской деятельности.


Авторы: Карпенко К.А., Королева Е.Л., Недялкова Г.М., Соколова И.И. – учителя Второй гимназии г. Санкт-Петербург.

Перед гимназическим образованием сегодня стоит задача подготовить выпускников к самостоятельной жизни во все более быстро изменяющемся мире. Важно суметь задать способность ориентироваться в социуме, а главное – реализовать свой творческий потенциал, стать создателем своей судьбы, нужным обществу и окружающим людям. Выпускники Второй гимназии традиционно нацелены на поступление в ведущие университеты города: Санкт-Петербургский государственный, педагогический, финансовую академию и другие. Здесь им пригодятся не только знания, приобретенные в школьные годы, но и навыки исследовательской работы.

В Гимназии создано и работает ученическое научное общество, в задачи которого входит приобщение ребят к исследовательской деятельности. Ученическое общество организует для ребят лекции ведущих петербургских ученых, работу секций различных направлений, в которых гимназисты выполняют индивидуальные исследовательские работы под руководством ученых и зачастую на базе научных площадок города. Члены ученического научного общества посещают городские научные конференции, работают в читальных залах крупнейших петербургских библиотек.

Гимназическое научное общество является одной из организационных форм, способствующих развитию творчества гимназистов. В Уставе общества говорится, что это добровольное объединение учеников, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства и техники, развивать свой интеллект, расширять научный кругозор, приобретать умения и навыки исследовательской индивидуальной и коллективной работы под руководством специалистов. Деятельность ученического общества подчинена решению целого ряда задач:

• формирование единого гимназического научного сообщества со своими традициями;

• раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к исследовательской деятельности, создание оптимальных условий для реализации их творческого потенциала;

• профессиональная ориентация учащихся, ориентация на творческую деятельность;

• углубленная подготовка членов сообщества к самостоятельной исследовательской работе;

• создание условий для вовлечения в коллективную поисковую деятельность учащихся разных возрастов для их совместной работы с профессиональными исследователями;

• проведение исследований, имеющих практическое значение, разработка и реализация исследовательских проектов;

• пропаганда достижений науки, техники, культуры.

Ученическое научное общество участвует в организации выставок ученических работ, в проведении научных конференций и предметных олимпиад, общешкольных акций, оказывает помощь в формировании фондов музея истории Гимназии. Готовит к изданию «Ученые записки» Гимназии, сборники творческих работ, ведет летопись общества.

Крупнейшим событием в жизни ученического научного общества является конференция «Путь в науку», с 1999 года получившая статус городской. На пленарном заседании ребят ждут встречи с выдающимися учеными города. После этого ученики, работы которых прошли первый, заочный тур конкурса, представляют свои доклады по секциям. Все работы рецензируются и оцениваются учеными - членами жюри. В конференции принимают участие учащиеся 8–11 классов (для ребят из более младших классов, только пробующих свои силы в исследовательской деятельности, проводится малая конференция). Число и тематика секций на конференции определяются в зависимости от количества и характера поданных работ. Как правило, это секции: естественнонаучная, истории и права, историко-литературная, мировой художественной культуры.

К работе конференции в качестве членов жюри и рецензентов привлекаются ученые города, которые выступают на пленарных заседаниях и руководят жюри секций. Во время секций ведутся дискуссии, в которых наравне участвуют и члены жюри, и учащиеся-слушатели.

Большинство работ, представляемых на конференции, носит исследовательский характер. В основном это учебные исследования, но каждый год на конкурс представляются и настоящие научно-исследовательские работы, выполненные под руководством ученых на базе научных лабораторий.

Приведем примеры. Так, в работе М. Брунмана «Атмосфера и климат Земли, испарение и его влияние на климат Земли», выполненной на базе лаборатории климата ГГИ, целью являлось рассмотрение эволюции атмосферы Земли, физических и химических процессов в атмосфере, влияния их на формирование климата, исследование причин возникновения глобальных климатических катастроф, изучение испарения и его влияние на изменение климата. Работы А. Столярова «Физика Солнца: строение Солнца, модель солнечной фотосферы, проявление солнечной активно активности» и С. Базалевича «Физика звезд. Источники звездной энергии. Переменные звезды. Модель переменной звезды», выполненные на базе астрономической лаборатории РГПУ им. А.И.Герцена, сопровождались лабораторными экспериментами и компьютерными расчетами. Работа Э. Лебедева «Физика космических лучей» выполнялась в сотрудничестве с лабораторией геофизики Института океанологии им. П.П. Ширшова. В работе Л. Галенко «Теория теплового излучения и ее применение для исследования астрофизических объектов» лабораторные исследования по астрофизике проводились в астрофизической лаборатории РГПУ им. А.И.Герцена. Работа И. Кипенко «Физические основы астрономических приборов и наблюдений» выполнялась на базе РГПУ и лаборатории спектрального анализа СПб ГУ. Для выполнения подобных работ учащимся требовалось не только изучить многие разделы современной астрофизики гораздо глубже и полнее, чем это требует школьная программа, но также привлечь и творчески применить углубленные знания по таким разделам физики, как: электродинамика (явление электромагнитной индукции, движение заряженных частиц в электрических и магнитных полях, теория электромагнитного излучения, динамо эффект и т.д.), физика элементарных частиц, релятивистская механика, основы термодинамики и др. Практика показывает, что некоторые старшеклассники зачастую готовы и к настоящим научным открытиям. Например, в работе А. Барчука «Влияние солнечной активности на биосферу» было проведено сравнение рядов стандартизованных показателей заболеваемости населения Санкт-Петербурга раком и различных индексов солнечной и геомагнитной активности. Ученик установил ранее не выявленную в явном виде связь между концентрацией кальция в организме и рака щитовидной железы, с одной стороны, и изменением спектра электромагнитного поля на Земле, с другой, выдвинув свою гипотезу объяснения этого явления.

Традиционно сильными являются литературоведческие и исторические исследования, в числе которых можно привести в пример следующие работы: К. Александровой «Финансовая реформа Петра Великого», М. Богданова «Древнейшие цивилизации доколумбовой Америки», В. Свириденко «Дар Гумилева в «Даре» Набокова», Л. Манойлиной «Москва, спаленная пожаром...» (на литературных  и исторических материалах), К. Банченко «Писатель и власть» (по творчеству И.Эренбурга в тоталитарные годы), М. Богданова «Шумер» и др. Большинство работ гуманитарной направленности носят интегрированный характер и требуют от ребят хорошего владения материалом из различных научных областей. Так, в работе Т. Верияловой «Литературные основы сюжета о кавказском пленнике» исследовались зарождение мотива о кавказском пленнике и характер трансформации данного сюжета в русской литературе на фоне исторических событий. Автор работы «Временное, временное и вневременное в романе М. Булгакова «Белая гвардия» Е. Ефимова, изучив события из истории России и факты жизни М. Булгакова (послужившие поводом к написанию романа), пронаблюдала, как в художественную ткань романа вплетаются картины реальности, преображаясь под пером творца, становятся частью единого авторского замысла, воплощаясь в категориях временного и вечного. В исследовании Е. Панц «Революционное подполье в романе Ф.М. Достоевского «Бесы» рассматривается вопрос об исторических событиях, положенных в основу романа, изучается проблема о прототипах героев пророческого произведения. В работе А. Ростовского «Рассказ Ф.М. Достоевского «Кроткая» и его современная трактовка и звучание» дается литературоведческий анализ рассказа Ф.М. Достоевского «Кроткая» и осмысляется его современная драматическо-хореографической версия. Представлены размышления над сценарием, кинематографическими материалами и музыкальным оформлением фильма «Кроткая» (реж. Е. Ростовский).

Конференции становятся праздником для гимназистов. Главным достижением мы считаем организацию общения школьников с учеными, в результате которого ребята представляют хорошие работы, удовлетворяют свои потребности в исследовательской деятельности, достойно представляют свои результаты, получая оценку своего труда специалистами высочайшей квалификации. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими учеными, общаясь между собой, находя единомышленников.

Творческую работу с ребятами организуют учителя-энтузиасты, аспиранты научных учреждений города, ученые вузов и научно-исследовательских учреждений. Инициатором деятельности ученического научного общества стала д.п.н. И.И. Соколова, под руководством которой в Гимназии были разработаны положения об организации исследовательской работы школьников и конкурсе «Путь в науку»; выработаны основные требования к научно-исследовательской работе, даны четкие и подробные рекомендации по оформлению и подготовке работ. В качестве основных требований результатам исследовательской деятельности школьников выдвигаются «способность фиксировать межпредметные связи и строить целостную работу на интегрированной основе; умение проектировать и реализовывать исследовательскую работу; умение работать с первоисточниками, использовать различные методы исследования; способность к систематизации и структурированию полученного материала; умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные концепции».

Опыт выполнения и защиты выпускных работ во Второй Санкт-Петербургской гимназии показывает, что такая форма организации деятельности учащихся очень плодотворна и полезна, помогает выявить учеников, способных и имеющих склонность к научно-исследовательской работе. Творческая атмосфера стимулирования научно-исследовательской работы учеников Гимназии, поддерживаемая директором Л.М. Мардер, помогает учащимся наиболее полно проявить свои способности, интерес к науке и применить знания, полученные на уроках, для более активного и полного осознания окружающего их мира.

Выполнение таких работ требует от учащихся умения работать с научной и научно-популярной литературой (в том числе с первоисточниками), свободно ориентироваться в Интернете для поиска нужной информации, критически сопоставлять различные гипотезы и теории, анализировать научные результаты, уметь представлять их графически, строить компьютерные модели и проводить лабораторные исследования, делать корректную статистическую обработку своих материалов, уметь оценивать границы применимости теории и погрешность результатов. Можно говорить о том, что в совокупности все это развивает интеллект, стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует самостоятельному критическому осмыслению научных результатов, что так важно для молодого начинающего исследователя, которого мы хотим воспитать уже в школе.

на первую страницу | наверх

© 2002-2011 Разработка сервера: Межвузовский "Физтех-центр". Администратор сайта : admin@researcher.ru
При создании сервера использованы АРП-технологии.

Arp.site