Исследователь Исследователь

Исследователь
  
новости  |  о проекте  |  карта сайта  |  форум  |  подписка на новости
Разделы сайта

Другие материалы
ПРАКТИКА
Версия для печати

Совершать открытия


Жернова Н.В. Совершать открытия // Школа духовности. 1998. №1. С.44-47.

«Мудр тот, кто знает не многое, а нужное».

Эсхил

В условиях обновления школы традиционная внутришкольная методическая работа потребовала серьезной модернизации содержания, методов и всей ее системы. Возросла ее роль как составной части единой системы непрерывного образования педагогических кадров, повышения их профессиональной квалификации. В связи с изменением содержания образования, реализацией идеи уровневой дифференциации, структурных преобразований возникла необходимость исследовательской деятельности, изучения влияния всех этих факторов на учебно-воспитательный процесс. В результате методическая работа переросла в научно-методическую.

Признание учителя ключевой фигурой обновления школы, необходимость оказания ему, а также классным руководителям и воспитателям действенной помощи в научно-методической работе заставили задуматься об управлении этой работой. С этой целью был создан научно-методический совет – коллегиальный общественно-административный орган. НМС руководит всей исследовательской работой через кафедры – объединения учителей какой-либо дисциплины или родственных дисциплин с привлечением научных руководителей. Основное направление этой работы – обновление содержания образования, причем не только в гимназических, но и в общеобразовательных классах.

Реализуя принцип гуманитаризации образования, педагогический коллектив гимназии разработал концепцию гуманитарного образования, в рамках которой введены авторские и компилятивные курсы "Человековедение", "История мировой художественной литературы", "Мировая художественная культура", "Дизайн и моделирование одежды", "Декоративно-прикладное искусство", "Стилистика русского языка", "Словесность", "Введение в литературоведение". В целях удовлетворения и развития интересов учащихся разработаны и введены программы элективных курсов. Одним из важнейших направлений научно-методической работы является совершенствование технологии урока, т.к. без этого невозможно осуществить изменение и углубление содержания образования, обеспечение условий для развития каждого учащегося и, в итоге, перестройку, обновление школы.

Учителя нашей гимназии овладели методикой опережающего обучения, системой развивающего обучения Л.В. Занкова, адаптивной системой обучения С.И. Границкой, системой ключевых задач Д.Г. Хазанкина, преподаваянием предметов с компьютерной поддержкой, алгоритмической технологией, лекционно-семинарской и зачетной системой. Широко применяются нетрадиционные формы уроков урок-исследование, "мозговой штурм", урок-конференция, урок-семинар, урок-лекция, урок-зачет, урок-размышление, кино-урок, урок-консультация, урок-КВН, урок-игра.

Педагогический коллектив гимназии считает одной из основных своих задач воспитание, сохранение, возрождение интеллектуального фонда страны. В ходе решения этой задачи была разработана концепция интеллектуального развития учащихся, предусматривающая работу по трем направлениям.

1. Развитие учащихся в рамках образовательного процесса. Оно осуществляется за счет соответствующего уровня содержания учебного материала, внутренней дифференциации классов, применения технологий развивающего обучения.

2. Развитие учащихся в рамках системы внеклассной воспитательной работы. Ежегодно планами работы кафедр, планами воспитательной работы предусматривается ряд мероприятий, способствующих формированию мотивации детей к интеллектуальной деятельности, вовлечению их в исследовательскую работу, - это различные турниры, конкурсы, деловые игры, дискуссионные клубы и т.д. Вся гимназия (в том числе и общеобразовательные классы) ежегодно участвует в "Интеллектуальном марафоне". Помимо массовых мероприятий, предусмотрена и индивидуальная работа с учащимися, проявляющими особый интерес к отдельным предметам. В стадии рождения находится школьное Научное общество учащихся.

3. Система довузовской подготовки. Она включает профилизацию старшей школы, что позволяет ученикам углубленно изучать отдельные предметы; применение лекционно-зачетной системы, способствующей созданию лучших условий для развития способных детей и позволяющей выпускникам быстрее адаптироваться в вузе; договоры с Московским педагогическим университетом и Московским энергетическим институтом (техническим университетом). Эти договоры не только дают возможность выпускникам гимназии досрочно сдавать вступительные экзамены в вуз, но и создают условия для более тесного сотрудничества гимназии и вуза – совместное преподавание профильных дисциплин, индивидуальная работа с учащимися.

Одной из основных своих задач педагогический коллектив нашей гимназии считает создание условий, в которых каждый ученик был бы не объектом обучения, а субъектом образования. Эти условия должны способствовать сохранению особенностей личности ребенка, его способностей и дарований, способствовать его самопознанию и самоопределению. Поэтому и учебной, и в воспитательной работе мы отдаем предпочтение деятельностному подходу, а одной из традиций гимназии является совместная творческая деятельность учащихся и педагогов. Начинаясь на уроке, эта деятельность входит далеко за его рамки. Наши педагоги постоянно ищут новые формы работы с учащимися. Одной из множества таких форм стала разработка "курсовых" тем.

Каждый ученик 10-го класса выбирает тему по какому-либо курсу (предмету), выходящую за рамки обычной школьной программы. Над этой темой он работает под руководством научного консультанта (учителя гимназии или преподавателя вуза) в течение полутора-двух лет. Очень часто результат выходит за рамки реферата и носит исследовательский характер, что позволяет Удельнинской гимназии ежегодно участвовать в научно-практической конференции школьников, проводимой Московским энергетическим институтом. Эта работа имеет очень важное значение для развития личности учащегося, т.к. формирует навыки работы с научной и научно-популярной литературой, умение доказательно излагать свою точку зрения, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, формирует такие качества личности, как настойчивость, целеустремленность, креативность.

Подведением итогов этой огромной работы является ежегодная гимназическая научно-практическая конференция, которая проводится в виде праздника "День науки".

ПРАЗДНИК "ДЕНЬ НАУКИ"

Цели:

1. Формирование коммуникативных навыков.

2. Формирование мотивации к исследовательской работе.

Участники:

1. Учащиеся 9-х, 10-х, 11-х классов.

2. Докладчики (учащиеся 10-11 классов) по секциям:

а) физики и математики,

б) гуманитарных наук,

в) естественных наук.

3. Жюри (по секциям) - преподаватели вузов, сотрудники НИИ, преподаватели гимназии.

Оформление и оборудование:

1. Объявление с информацией о празднике – на стенде информации.

2. Оформление зала: выставка рефератов, выставка научно-популярной литературы, плакаты с высказываниями ученых, философов.

3. Микрофоны, аудио-оборудование.

4. Красочная "программка" праздника для каждого участника.

5. Рабочие ведомости для жюри.

6. Оформление входа в гимназию в виде входа в греческий храм с надписью вверху "Храм науки".

Ход праздника:

Во время сбора участников в вестибюле гимназии звучит музыка. Открытие праздника:

1. Слово ведущего.

2. Гимн "Гаудеамус" в исполнении вокальной группы.

3. Приветствие директора гимназии.

4. Ведущий знакомит с программой и регламентом, представляет жюри, сообщает критерии оценки выступлений:

  • краткость;
  • ораторское мастерство;
  • заинтересованность темой;
  • актуальность выбранной темы;
  • наличие самостоятельных исследований;
  • логика изложения;
  • качество примеров, наглядность.

Ведущий сообщает, что слушатели будут оценивать доступность изложения, для этого им надо в "программке" возле фамилии каждого докладчика поставить 0, 1 или 2 балла, затем сдать свою "программку" жюри для подсчета голосов. Слушателям разрешается выражать свое одобрение аплодисментами.

5. Слово для напутствия члену жюри. Затем участники расходятся по аудиториям, начинается работа конференции по секциям. Через 30-40 минут после начала работы секции – музыкальная переменка. По окончании работы секций – большая музыкальная перемена (презентация изостудии, показ моделей и т.д.). В это время жюри подводит итоги.

Наступает торжественный момент – награждение победителей. Победитель выявляется в каждой из следующих номинаций:

  • за ораторское мастерство - "Приз Демосфена";
  • за логику изложения - "Приз Аристотеля";
  • "Приз зрительских симпатий".

Слово предоставляется жюри для награждения по секциям. Между награждениями – музыкальные паузы, номера художественной самодеятельности.

Закрытие праздника: заключительное слово директора гимназии, жюри, общее исполнение гимна "Гаудеамус".

Защита "курсовых" работ в рамках "Дня науки" приравнивается к успешной сдаче выпускных экзаменов, а по сути является даже более адекватным способом аттестации учащихся, ибо позволяет оценить не только уровень их знаний, но мыслительные и творческие способности. Если же говорить о личностном развитии, это масса новых возможностей для самовыражения и самоутверждения молодых людей. Прошедшие праздники подтвердили это.

Перед юными исследователями стояла непростая задача: в 8-10-минутном выступлении донести до слушателей суть своих научных изысканий, воплощенных в объемистых рукописных томах. При том доклад должен быть научным по содержанию (т.е. освещающим современное состояние данной отрасли науки и проблемные вопросы), популярным по форме (т.е. доступным среднеобразованной публике) и занимательным по стилю.

Понятно, что наиболее благодатные возможности для увлечения публики имели гуманитарии. Достаточно назвать некоторые темы докладов на последней конференции: "Времена года в творчестве Пушкина", "Поэзия начала века. Марина Цветаева", "Золотой цвет в поэзии Есенина". Однако с точки зрения научности вне конкуренции была Лена Гаджиева, выбравшая темой своей работы проблему взаимоотношения поколений и ее отражение в литературе. От шекспировского "Короля Лира", грибоедовского "Горя от ума", тургеневских "Отцов и детей" до современных российский авторов проследила она отношения поколений, проанализировала возникновение и снятие конфликтов, сделала собственные интересные выводы. Здесь вам и филология, и психология, и философия, и этика... В гуманитарной секции выступали не только словесники, но также историки, а Артем Давидович даже провел исследование в области военной науки, поразив слушателей владением темой. Простор для творчества раскрыт по всем направлениям.

Тяжелее всех пришлось, пожалуй, математикам, ведь увлечь публику кубическими уравнениями либо нетрадиционными методами доказательства неравенств посложнее, чем поэзией. Тем не менее все шестеро докладчиков в физико-математической секции блестяще справились со своей задачей и заслужили высокие оценки жюри. Физико-математический класс вообще является гордостью гимназии. Ежегодно наши ребята участвуют во всероссийской научной конференции школьников.

Доклады, представленные в секции естественных дисциплин, были замечательны не только свежестью тем, выбранных на стыке наук – биологии, химии, географии, экологии, медицины, их актуальностью, глубиной проработки, но и ярко выраженной прикладной направленностью. Особенно впечатлил логически связанный блок докладов по экологии.

В работе Димы Захарова "Состояние окружающей среды РФ" проведен сравнительный анализ отдельных регионов России по различным факторам, выделены главные причины гибели лесов, исчезновения животных, ухудшения здоровья людей. Продолжил тему Саша Бычков чрезвычайно емким и интересным докладом "Биосфера и мониторинг", причем докладчик не только квалифицированно разъяснил слушателям глобальную систему наблюдений, прогноза и оценки состояния окружающей среды, но подвел их к выводу, что мониторинг, при всей его точности, важности и полезности, - всего лишь беспристрастный инструмент, а не панацея от экологических бед. Проблема упирается в самого человека, в его сознание, в его понимание того факта, что в конечном счете он защищает не окружающую среду, а себя в этой среде.

"Экологические проблемы поселка Удельная" - так называется работа Оли Рубановой. Экологией Оля заинтересовалась еще в 7-м классе и за четыре года собрала уникальный местный материал. В рамках своего выступления она продемонстрировала видеоролик, где "горячие точки" поселка предстали перед нами крупным планом, без прикрас. Это вырубка леса под строительство, последствия аварий в коммунальных сетях, стихийные свалки мусора, шум и выхлопы от транспорта, грязный ручей, в который превратилась некогда полноводная река Македонка... Поселок Удельная раньше был одним из самых красивых и благоустроенных мест в Подмосковье. Искренняя боль за свою малую родину и близких людей, горячее желание приложить силы к экологической реставрации поселка прозвучали в выступлении юного автора. В процессе своей работы Оля Рубанова пообщалась с местной администрацией и специалистами районного отдела по экологии, обобщила статистику заболеваемости населения и зарубежный опыт решения экологических проблем. Такой доклад мог бы сделать честь солидной экологической конференции.

Все герои "Дня науки" продемонстрировали заинтересованность темой, любовь к предмету своего исследования, владение языком науки. И по праву гордятся успехом своих питомцев учителя. Это истинная педагогическая победа: инициировать, поддержать и довести до таких форм выражения первые исследовательские опыты учеников.

День науки стал праздником для всех его участников, потому что каждый выразил себя, как мог: один - через научный доклад, другой – через оценку творчества товарища, третий через песню или танец. Художественное оформление также сыграло роль: "танцевальные переменки", "музыкальные паузы" послужили делу облегчения и украшения сложной интеллектуальной работы.

В нынешнем году мы в третий раз будем проводить "День науки" (есть задумка расширить содержание праздника, преобразовав его в "День науки и творчества"). Считаем, что он уже вошел в традицию Удельнинской гимназии. И радуемся, что у нас становится все больше детей, которые идут в гимназию не просто получать знания, но постигать Науку. Чтобы именно здесь начать восхождение к ее сияющим вершинам. Но Наука допускает к себе лишь упорных и трудолюбивых – эту истину наши будущие ньютоны усваивают уже в школьные годы. И, ориентируясь на тот или иной вуз, отдают себе отчет в том, сколь сложен выбранный ими путь. Но и сколь интересен! Нет труда без трудностей, но интересные трудности легче преодолевать.

Работая над "курсовыми" рефератами, гимназисты сами делают расчеты, выводят формулы, ставят опыты. Строят гипотезы, доказывают и опровергают их, обобщают полученные знания и используют их для решения новых задач... Так узнают себя, свои склонности и возможности. Делая первые шаги в научных изысканиях, ребята убеждаются, что интересно делать не только великие открытия (которые действительно есть удел лишь немногих избранных), но и просто работать в области науки, потому что сама эта работа есть непрерывная цепь маленьких открытий, доставляющих большую радость.

на первую страницу | наверх

© 2002-2011 Разработка сервера: Межвузовский "Физтех-центр". Администратор сайта : admin@researcher.ru
При создании сервера использованы АРП-технологии.

Arp.site