Исследователь Исследователь

Исследователь
  
новости  |  о проекте  |  карта сайта  |  форум  |  подписка на новости
Разделы сайта

Другие материалы
ПРАКТИКА
Версия для печати

Музейная педагогика в практике современной школы.


Автор: Сергева Ирина Юрьевна  – заместитель директора по художественно-эстетическому образованию средней школы N№43 г. Петрозаводск, Республика Карелия.

Введение

В средней школе № 43 г. Петрозаводска с 1996 года действует как самостоятельное подразделение системы художественно-эстетического и гуманитарного образования музейно-образовательный комплекс «Родник» (Сергеева И.Ю. Роль музейно-образовательного комплекса «Родник» в учебно-воспитательной работе школы // Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции / Сб. трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. Вып. 2. М., 1999. С. 145–148.) - база Республиканского детского музейного центра (Шилова Л.В. Республиканский детский музейный центр Карелии – опыт интеграции культуры и образования // Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции / Сб. трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. Вып. 2. М., 1999. С. 121–130.), ставший инновационным компонентом развития школы. Концепция создания и развития музейно-образовательного комплекса (Лопаткин М.В., Полищук Л.Н., Шилова Л.В. Концепция создания и развития музейно-образовательного комплекса «Родник» в системе средней школы N№ 43. Петрозаводск, 1996.) разработана с учетом специфики школы (школа реализует статус углубленного изучения иностранных языков и предметов художественно-эстетического цикла) на основе анализа школьных программ основного и дополнительного образования. Школьные учителя и руководители студий прошли курсовую подготовку по музееведению и музейной педагогике в рамках республиканских научно-практических семинаров и конференций, организованных РДМЦ под патронажем музея-заповедника Кижи и Музейного агентства Республики Карелия.

В школе создано особое пространство, где музейные педагоги реализуют специальные музейно-образовательные и культуротворческие программы, экскурсионно-выставочную и клубную работу, апробируют музейно-педагогические технологии, проводят психолого-педагогический мониторинг. Музейно-образовательные программы реализуются в рамках организационной структуры общеобразовательной школы, решают задачи гуманизации и гуманитаризации образования, ориентируясь на общие целевые установки:

  • формирование духовных потребностей ребенка;
  • развитие эмоционально-чувственной сферы личности ребенка;
  • развитие творческих способностей, созидательных качеств личности;
  • воспитание человека гуманитарной культуры;
  • превращение школы из преимущественно просветительского учреждения в центр духовной, нравственной, эстетической культуры.

Преподавание музейно-образовательных программ в школе опирается на следующие методологические положения музейной педагогики:

  •  актуализация и интерпретация историко-культурного наследия этноса, страны, мира;
  • непрерывное образование культурой (1 – 11 кл.);
  • освоение историко-культурного наследия как личного достояния ребенка (путь от культуры полезности к культуре достоинства);
  • реализация творческих потенций, индивидуальных запросов и потребностей ученика;
  • интеграция (межпредметные связи, частичная и блоковая интеграция, интегративные курсы);
  • использование эффективных технологий обучения (опора на деятельностный, культуротворческий и личностно-ориентированный подходы).

Особенности методики

В основе музейно-образовательных программ лежит музейный предмет («вещь»), который становится источником информации, ценностной ориентации, эмоционально-чувственного восприятия. Смысловая, тематическая совокупность (набор) музейных предметов образует «вещный ряд»

Тематическое планирование уроков разрабатывается музейным педагогом в соответствии с содержанием фонда музейно-образовательного комплекса. (В нашей школе основной и научно-вспомогательный фонд включает в себя около 2000 предметов, на временном хранении за шесть лет побывало около 5000 предметов). В методике музейной педагогики ведущей является содержательная сторона. Формирование знаний, умений и навыков выступает не целью, а средством развития личности ребенка. Реализация творческих потенций, индивидуальных запросов и потребностей детей осуществляется в системе дополнительного образования и культуротворческой деятельности. Расширение культурного кругозора учащихся, выбор и определение личных пристрастий происходит в системе внеклассной деятельности (использование возможностей учреждений образования и культуры города и республики).

Психолого-педагогические требования к музейно-образовательным программам, в соответствии со спецификой каждой ступени школьного образования, направлены на развитие личности ребенка:

I ступень (нач. кл.) — развитие знаний, умений и навыков, а также сферы умственной деятельности посредством игры с музейным предметом в образовательной ситуации, «знакомство» и «проба»;

II ступень (5–9 кл.) — развитие ассоциативно-рефлекторных и поисковых функций интеллекта, овладение формальной и диалогической логикой, гармоничное сочетание восприятия музейного предмета, памятника с собственной творческой и исследовательской практикой;

III ступень (10–11 кл.) — формирование эмоционально-нравственной сферы личности посредством интеграции представлений о культурных феноменах как целостного восприятия историко-культурного наследия. Развитие духовных потребностей, ценностной ориентации личности.

Особенности содержания и вовлеченность учащихся в музейно-образовательные программы (% от количества обучающихся в школе) представлены в таблице, где указаны по ступеням обучения названия музейных программ основного и дополнительного образования, а также формы организации внеклассной деятельности:

Позиция ученика в музейно-образовательных программах:
  • позиция созидания;
  • не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь;
  • личная ответственность в отношении к прошлому, настоящему и будущему;
  • бережное и уважительное отношение к культурному наследию;
  • от ученика требуется не запоминание всего, а понимание и эмоционально-нравственная оценка.
Позиция учителя (музейного педагога, классного руководителя) в музейно-образовательных программах:
  • создает условия для познавательной деятельности ребенка;
  • организует общение ребенка с предметным миром культуры (на уроках, во внеклассной работе и во внеаудиторных занятиях);
  • содействует развитию творческих способностей и формирование культурных потребностей;
  • высоко оценивает оригинальное (не копийное) личное творчество во всех его проявлениях.

Подводя некоторые предварительные итоги , можно констатировать, что музейная педагогика органично вошла в практику современной школы, музейно-образовательный комплекс стал инновационной структурой внутренней среды школы, экспериментальной площадкой для развития методик и технологий музейной педагогики в школе. Деятельность музейных педагогов в школе содействует становлению, образованию и воспитанию личности школьника, нравственно и духовно обогащенного историческим опытом поколений на основе активного использования историко-культурного и природного наследия Республики Карелия, информационного, ценностного, памятникового и интеллектуального потенциала музея-заповедника Кижи и других государственных и общественных музеев.

Ступень обучения

класс

Основные музейно-образовательные программы

(49 % уч-ся школы)

Дополнительные образовательные программы (студии народных ремесел)

(28 % уч-ся школы)

Внеклассная

деятельность

(100% уч-ся школы)

 

1-я ступень

1 кл.

«Знакомство с музеем»

• Карельская вышивка

• Народная кукла

• Акции «Я поведу тебя в музей»

 

2­–3 (4) кл.

«Предметный мир культуры»*

2-я ступень

5–6 кл.

«Предметный мир истории и культуры»*

• Карельская вышивка

• Народная кукла

• Бисероплетение

• Художественная обработка бересты

• Кружевоплетение на коклюшках

• Гобелен и ткачество

• Система музейных абонементов

• Музейно-этнографическая школа (Кижи)

• Музейные практикумы

• Практики погружения в культуру

• Программы внеаудиторного обучения

• Экскурсионно-выставочная работа

• Праздники народного календаря

• Музейные конкурсы и акции

 

7–8 кл.

«Историко-культурное наследие г. Петрозаводска. Введение в памятниковедение»*

 

3-я ступень

9–10 кл.

«Материальная и духовная культура народов Севера» (автор – Шилова Л.В.)

• Школа ремесел

* Программы разработаны ВТК РДМЦ, адаптированы к вещному фонду музейно-образовательного комплекса школы, идет этап апробации и подготовки учебно-методического комплекса к печати.

на первую страницу | наверх

© 2002-2011 Разработка сервера: Межвузовский "Физтех-центр". Администратор сайта : admin@researcher.ru
При создании сервера использованы АРП-технологии.

Arp.site