Исследователь Исследователь

Исследователь
  
новости  |  о проекте  |  карта сайта  |  форум  |  подписка на новости
Разделы сайта

Другие материалы
ПРАКТИКА
Версия для печати

Подросток: ориентирование в многообразии культур (уроки одной экспедиции)


Автор: Кулагина Е.В., кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой культурологии и социологии Казанского государственного университета культуры и искусств, г. Казань

Как бесчисленное количество ручейков, речек и речушек стекаются в большую полноводную реку, так множество различных самобытных культур развиваются, проникая друг в друга в нашем большом общем доме, именуемом Россией. Эти азбучные истины известны каждому подростку. Знакомы и часто в последнее время звучащие слова: «патриотизм», «толерантность», «дружба народов». Но как реально научить сегодняшнего старшеклассника любить отечество, трепетно относиться к культуре, языку, традициям не только «своего», но и других этносов? Какие использовать педагогические технологии?

Ответы ищут не только педагоги, но и психологи, политологи, социологи, ибо сама проблема актуализировалась в последнее время в связи с тем, что мир переживает очередной этнический ренессанс.

Вероятно, один из путей — это погружение в культуру. Путь оригинальный и не новый одновременно. Такой идеи придерживается основатель и руководитель московского Клуба путешественников «Зюйд-Вест» Владимир Анатольевич Музалев.

Подростков XXI века, охваченных Интернет-культурой, всетаки манят паруса, ветер странствий? Замечательно! Но пусть, решил Владимир Анатольевич, это будут путешествия не ради отдыха, а научные экспедиции. На трех отремонтированных морских ялах, в сопровождении корабля поддержки каждое лето зюйдвестовцы осваивают новый участок Волги.

Маршрут экспедиции «Волга-2002» пролегал по территории Республики Татарстан, которая в этнокультурном аспекте — интересный объект для исследования. Здесь находятся районы с различным этническим составом населения (русские, татары, башкиры, мордва, чуваши, удмурты, переселенцы из Средней Азии) со своими особенностями этнокультурного развития. Богатейшая природа края, заповедные места, редкие виды растений и животных явились источником не только эстетического наслаждения, но и полем деятельности для естественно-научных исследований.

Состав экспедиции: 20 московских и 7 казанских школьников в возрасте от 13 до 17 лет. Научные руководители — 7 человек —— люди, для которых научные исследования — сфера профессиональной деятельности. Это работники академических институтов и преподаватели вузов, все кандидаты наук: гидробиологи, химик, географ, социолог, эколог. Помимо научных опытов, любви к детям, этих взрослых людей, безусловно, притягивают личность самого руководителя клуба и дух экспедиции.

В целом все составляют большую команду с удивительной атмосферой доброты, любви, искренности. Вместе с тем в лагере никакой вседозволенности — дисциплина железная. За три года занятий общения в Клубе путешественников в них удается развить поразительную стойкость, трудолюбие и чувство ответственности. Каждый отвечает за конкретное дело — кто за распределение продуктов, кто за хозяйственный набор и так далее.

На этот раз команда осваивала участок Волги от Свияжска до Камского Устья. Пять стоянок, переходы, работа по обустройству лагеря, палатки, сбор информации и ее обработка, встречи с местными жителями, День Нептуна, потрясающие виды правого берега Волги, осмотр достопримечательностей, песни под звездным небом, ветер в паруса, — все вместе это и есть экспедиция.

В научном плане разрабатывались два направления — гуманитарное и естественно-научное.

Естественники учились определять различные растения, отыскивали редкие виды растений и животных, занесенные в Красную книгу России и Татарстана, проводили эксперименты, исследовали состав воды и планктона из различных источников.

Гуманитарии ставили целью изучение истории и культуры края по свидетельствам местных жителей. В основном использовался метод глубинного интервью с людьми, которые проживают в данном населенном пункте более 20 лет. Вопросы интервью включали в себя следующие темы: история населенного пункта (дореволюционная и послереволюционная); история семьи; идентификации с определенной национальной общностью; сохранение обычаев, традиций, национальной одежды, кухни, народных промыслов, ремесел; взаимопроникновение культур; степень религиозности; экологическая культура; влияние образования Куйбышевского водохранилища на природу и жизнь людей по берегам рек; технология изготовления лодок.

Маршрут экспедиции проходил по одним из первых поселений Казанской губернии: остров Свияжск, села Ключищи, Ташовка, Теньки. Это позволило подросткам продолжить знакомство с миром материальной и духовной культуры русского народа. Ребята с удовольствием и некоторым удивлением рассматривали предметы старины: русскую печь, красный угол с иконами, кружевные и вышитые подзоры, салфетки, фотографии в старинных рамках, глиняную и деревянную утварь — все, что составляло атмосферу традиционного русского быта.

Обращали внимание на орнамент, декор деревенских домов, изучали образцы раскраски фронтонов и наличников. В Теньках на одной из улиц были обнаружены несколько домов, украшенных по фронтону роскошными вензелями, датированными 1804 годом. В ходе экспедиции были осмотрены редкой красоты храмы и монастыри Свияжска, хорошо сохранившиеся постройки усадьбы маркизы Паулуччи в Ключищах, уникальные аллеи вековых лип, элементы усадьбы С. С. Гагарина в селе Теньки и другие объекты природного и культурного наследия.

Проникаясь сочувствием, юные исследователи слушали рассказы старожилов о предках: о том, как попали в здешние места, о нелегкой жизни.

Анализ результатов интервью показал, что старожилы не всегда располагают сведениями не только о своих предках, но и об истории поселения. Порой информация искажена и не находит подтверждения в научной литературе. В целях повышения достоверности и объективности полученных данных предварительно было проведено ознакомление с письменными источниками: очерками по истории края, географическо-статистическими справочниками, монографиями.

Если с традиционной русской культурой ребята знакомились и раньше: в Твери, Калязине, Угличе, Ярославле, Костроме, Кинешме, Нижнем Новгороде и других населенных пунктах по маршруту экспедиции, то с татарской культурой так близко соприкоснулись, пожалуй, впервые. Конечно, московские школьники знали, что татары — второй по величине народ в составе России, что он имеет глубокую историю и тысячелетние культурные традиции, в том числе и письменные.

Однако на основе полевых материалов, собранных во время экспедиции «Волга-2002», у подростков сложились представления о традиционном быте, хозяйстве, поэтическом, музыкальном творчестве татар, декоративном искусстве, о трансформации традиционного быта и культуры в ХХ веке.

Готовясь к работе в Кызыл Байраке, одном из немногих сел, в основном населенном татарами, зюйдвестовцы заготовили распространенные татарские слова и выражения. Казанцы, несмотря на свою разную этническую принадлежность (татарский язык во всех школах Татарстана учат с первого класса), проводили экспресс-курсы татарского языка. Москвичи все схватывали буквально на лету: и в ялах, и на берегу то и дело слышалась татарская речь.

Особое впечатление осталось от Кызыл Байрака. Чистенькие, свежевыкрашенные деревянные домики, ухоженные полисадники, приветливые пожилые люди на скамеечках. Шагая по улицам, участники экспедиции обращали внимание на орнаментальный декор домов, образцы раскраски фронтонов и наличников, много фотографировали. Татарской Швейцарией назвала свою малую родину замечательная учительница местной школы Сания Ярулловна Бурганова. Она с любовью рассказывала о религиозных и светских праздниках, о свадебных и погребальных обрядах, о татарской кухне, современном быте татар. Продемонстрировала доставшийся от бабушки и бережно хранимый в семье камзол, спела песню на родном языке. Вечером, у костра, подводя итоги дня, ребята передавали из рук в руки диктофон, наслаждались трогательной лирической мелодией и душевным исполнением.

В сельской мечети состоялась встреча с муллой, который познакомил с канонами ислама. Беседа оказалась очень интересной для ребят не просто с познавательной точки зрения, но и с мировоззренческой. Много говорилось о веротерпимости, свободе вероисповедания, равном статусе религий.

Продолжением темы было посещение древней столицы Болгар, ныне заповедника и места паломничества тысяч людей со всего мира. Количество людей, желающих побывать здесь, прикоснуться к древним камням, дышащим историей, забраться на Большой и Малый минареты, осмотреть ханскую усыпальницу, Черную палату с каждым годом увеличивается, поскольку Татарстан рассматривается как самый северный форпост мусульманства, выступает как часть исламского мира и великой цивилизации Востока. Сотрудники музея поведали о принятии ислама болгарами, развитии ремесел, об особенностях архитектуры той эпохи; показали богатые костюмы хана и его жены, средневекового воина-мусульманина, современный женский, в которые с удовольствием облачились ребята.

По приезду в Казань картину музыкальной культуры татар дополнила руководитель детского этнографического ансамбля «Ак калфак» Алсу Еникеева. Она продемонстрировала внешний вид и звучание старинных тюркских, в том числе татарских, народных инструментов, рассказала о празднике «Карга боткасы» («грачиной каши»), показала костюмы ансамбля — казанских татар, мишар, кряшен. Устоять было невозможно, и ребята снова стали наряжаться. Одевание в костюмы сопровождалось подробным описанием деталей одежды — женский головной убор сурэкэ, украшенный аппликацией; настояший ак калфак; блестящие мониста; парчовые камзолы.

Счастливой находкой, открытием для членов экспедиции стало знакомство с уникальной этнической общностью, населяющей село Мордовский Каратай. Из уст каратаевки — завуча соседней Кирельской школы Елены Александровны Гимадеевой, прекрасно знающей историю края, члены экспедиции узнали, что даже сами себя жители села называют по-разному: «мокша», «мордва», «каратай» (это подтвердилось при опросе). Несмотря на то что в названии села содержится этническое указание «мордовский», язык жителей на 70% близок к татарскому, правда, есть различия в произношении. По вероисповеданию они — православные. Особо почитаемые религиозные праздники: Пасха, Троица, Петров день. Храм в селе давно разрушен, остался лишь каменный фундамент, погребенный под слоем земли. На месте храма — махонький склеп в виде домика, здесь покоятся мощи святого Михаила Убиенного, которого сельчане считают своим покровителем. Две часовни разрушили время и волжская вода, но были отстроены новые избушки, перенесены иконы, украшены стены вышитыми полотенцами. Сейчас они стоят рядышком возле трех родников, и каждый год 8 июня старики и молодежь приходят на это место, неся подарки: белые салфетки и полотенца с кистями, нежные вышивки крестом с мотивами цветов, птиц.

С песенной культурой народа ребят познакомила Лидия Андреевна Глонина — руководитель фольклорно-этнографического ансамбля «Мордовские узоры». Этот знаменитый коллектив, лауреат фестивалей самодеятельного творчества, объездил всю Россию.

Экспедиционная деятельность оказывает положительное влияние на мировоззрение подростков. Расширяется кругозор в плане постижения различных национальных культур. Подростки учатся понимать знаки, символы, культурные коды, пропуская это через себя, через свою эмоциональную сферу. Познание происходит через соучастие, сопереживание. Зарождается интерес к научным исследованиям в области культурологии, социальной экологии, социологии, этнографии. Радуют первые маленькие открытия, первые робкие шаги в области методики и техники исследований. Это наглядно показала итоговая конференция экспедиции «Волга-2002», где ребята обобщили результаты проделанных исследований в своих выступлениях: «Акты возмездия при разрушениях православных храмов», «Храмы на участке Волги (Свияжск — Каменное Устье), нуждающиеся в помощи», «Праздники в татарской культуре», «Социально-экономическое положение сел участка Волги», «Культура этнической общности, проживающей в селе Мордовский Каратай» и других.

В экспедиции происходит активное развитие коммуникативных навыков. Десятки проведенных интервью — это бесценный опыт установления контакта с людьми различной языковой, возрастной, культурной, религиозной принадлежности.

Экспедиция московского Клуба путешественников, как и аналогичные ей, может рассматриваться как весьма эффективный способ изучения природного и культурного наследия, экологии региона, формирования уважительного отношения к каждой из культур многонациональной России.

на первую страницу | наверх

© 2002-2011 Разработка сервера: Межвузовский "Физтех-центр". Администратор сайта : admin@researcher.ru
При создании сервера использованы АРП-технологии.

Arp.site